Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Расскажите о смысле и истории возникновения обряда Капарот

Темы: Тшува, Йом Кипур, Капарот, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Шалом!! Расскажите, пожалуйста, о смысле и истории возникновения обряда капорес перед Йом-Кипуром. Является ли капорес аналогом храмовой жертвы, приносящейся для искупления грехов человека?

Отвечает рав Берл Набутовский

Обряд Капорес не упоминается в Талмуде. Он возник в Вавилонии в период гаойним, т.е. в период, непосредственно следующий за написанием Талмуда. Речь идёт о 7—8 веках н.э. Первое упоминание обряда мы встречаем в респонсах Рава Сассны Гаона[i].

Уже в период ришоним (ранних комментаторов, 11—16 вв. н.э.) возник спор, следует ли соблюдать этот обряд. Рамбан (Нахманид) и его великий ученик Рашбо (Раби Шломо бен Адерет)[ii] считая, что это напоминает действия колдунов, обряд запретили. Но некоторые другие мудрецы этого периода[iii] полагали, что следует продолжать его соблюдать.

Составитель Шулхан Оруха Раби Йосеф Каро постановил[iv], что Капорес делать не следует. Но по мнению Рамо[v] (автора комментария на Шулхан Орух, в котором приводятся ашкеназские традиции) Капорес — очень важный обряд, который нужно сохранить.

Вы правы, действительно, намерение того, кто исполняет этот обряд, напоминает намерение человека, приносящего жертву в Храме. Человек должен думать о том, что за грехи, которые он совершил, ему полагается то, что делают сейчас петуху. Кроме того, принося жертву, человек должен иметь в виду, что ради исполнения воли Вс-вышнего он готов пойти на заклание, как это жертвенное животное. Это же можно иметь в виду и при выполнении обряда Капорес.

При всём этом, очень важно не забывать, что Капорес — не жертвоприношение. Тора строжайше запрещает евреям приносить жертвы вне Храма. Это одна из причин, по которым используют именно кур или, по некоторым традициям, рыб. Эти виды непригодны для жертвоприношения, поэтому опасность перепутать и зарезать петуха в качестве жертвы уменьшается.

Если Вы делаете Капорес на петуха или на курицу, при исполнении обряда следует принять во внимание следующие моменты:

1. Как уже говорилось, жертвоприношения вне Храма строго запрещены. Делая Капорес, нужно помнить, что это всего лишь символ. Это не жертвоприношение и не выполнение заповеди. Это всего лишь давняя традиция.

2. Нельзя использовать одну и ту же курицу для Капорес два раза. К сожалению, люди, которые организуют обряд Капорес, часто этого не знают (или намеренно забывают) и смешивают кур, уже использовавшихся для Капорес другими людьми, со «свежими» курами. Поэтому для выполнения обряда лучше купить курицу самостоятельно. Конечно, это относится только к тем случаям, когда кур не режут сразу после Капорес.

3. Ещё одна причина купить кур отдельно: организаторам обряда Капорес часто не удаётся привезти и продать кур, не нарушив запретцаар баалей хаим — издеваться над животными.

4. Принято резать кур сразу же после выполнения обряда.

5. Так как шхита (кошерный убой) во время обряда Капорес часто производится ночью и при большом скоплении людей, велика возможность того, что шойхет (резник) ошибётся. Поэтому стоит делать Капорес, только если Вы можете самостоятельно сделать шхиту или у Вас есть знакомый шойхет, который сделает шхиту специально для Вас. Если в результате выполнения обряда кто-то съест некошерное мясо (не дай Б-г), будет нарушен запрет Торы. Получится, что от выполнения обряда — гораздо больше вреда, чем пользы!

6. Резать разрешается, только если есть источник яркого света.

7. Резник обязан проверять нож перед каждой шхитой. Если он этого не сделал — кошерность мяса находится под сомнением.

8. Резник должен проверить курицу после шхиты.

9. Мишна Брура[vi] настоятельно рекомендует резнику хорошо выспаться в день перед Капорес. Так как Капорес обычно делается ночью, резник, который не выспался днём, не сможет отдохнуть и ночью. Усталый человек может легко совершить ошибку при шхите.

10. Если Вы покупаете кур, нельзя специально искать белых [vii]. Можно только выбрать белых из тех, которых вам предложат купить.

11. Кур, использованных для обряда Капорес, лучше съесть самому, а деньги (стоимость этих кур) раздать бедным.

12. Нельзя покупать кур для Капорес из денег, которые Вы отделили в качестве десятины.

13. Если Вам не удаётся избежать перечисленных здесь проблем, лучше сделать Каппорес на деньги, и эти деньги раздать бедным.

Надеюсь, что Вс-вышний примет наше раскаяние.

Капарот онлайн —
мы передадим деньги бедным!Сделать капарот

[i]Шаарэй Тшува 299

[ii]Респонса 395

[iii]Авудрахам, Мордехай

[iv]Шулхан Орух, часть Орах Хаим 605

[v]Там же

[vi]Там же, пункт 2

[vii]Опять же, потому что это похоже на действия колдунов.

Читайте:

Обряд искупления

Капарот — издевательство над животными?

День Искупления

Материалы по теме


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше