Темы: Цдака, Капарот, Искупление, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, в Тегелим 49:7—10 написано, что человек не может дать выкупа Всесильному за себя и других. Скажите, а как же тогда объясняется обряд капарот? Спасибо за ответ. Ольга
Уважаемая Ольга,
Надо сказать, что ответ содержится в том же стихе: стих 49:7 говорит только о «полагающихся на состояние свое и великим богатством своим похваляющихся». Это они не могут выкупить себя. А другие могут.
А Мальбим вообще объясняет эти стихи иначе. Он говорит, что вторая половина стиха 8 — это риторический вопрос. По Мальбиму, стих следует понимать так: «Не выкупит он брата своего, а ведь (если бы ему самому угрожала опасность), неужели не выкупил бы он сам себя?!».
Основной смысл обряда Капорес в том, что предмет, который использовался для обряда, отдаётся бедным. То, что его крутят над головой, лишь помогает нам почувствовать, что в Йом-Кипур сама наша жизнь находится под вопросом. Кто знает, что решит Верховный Небесный Суд?
Тот факт, что человек иногда может выкупить себя, дав цдоку (денежное пожертвование), объясняется очень просто. Это ещё одно проявление принципа «мера за меру», одного из принципов управления Всевышнего Своим миром. Того, кто кормит бедняка и спасает его от смерти, также спасают от смерти, даже если по справедливости ему положена смерть.
Кроме того, когда человек «отрывает от себя кусок» (конечно, только в переносном смысле), и отдаёт его ближнему, он как бы расстаётся с частью собственной жизни. Ведь заработанное нами имущество дорого нам, почти как часть нас самих. Тяжёлые испытания, болезни или смерть (не дай Б-г) — это тоже потеря части или всей жизненной силы. Поэтому человек, которому полагается наказание, при котором он теряет часть жизни, может выполнить приговор добровольно, отдав часть своего имущества. Конечно, отдать добровольно гораздо легче и приятнее, чем быть лишённым чего-то насильно.
С уважением, Берл Набутовский
Капарот онлайн —
мы передадим деньги бедным!Сделать капарот
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Бенцион Зильбер
Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя
Рав Бенцион Зильбер
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Берл Набутовский
Капарот — жертвоприношение?
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его