Темы: Косметика, Кашрут, Песах, Хамец, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые господа, скоро Песах. Хотел бы задать пару вопросов. 1) Обязательно ли на косметике и бытовой химии (мыло, шампуни, стиральный порошок, жидкость для мытья посуды и т.д.) должна быть надпись «кашер ле-Песах»? Ведь там одна химия. 2) Я понимаю, что этот вопрос выглядит параноидальным, тем не менее, задам: Допустим, я пью в баре пиво и немного пива проливается на карман, в который потом кладу сдачу. Надо ли промывать эти деньги? И, вообще, до каких размеров считается хомец? Это если можно рассмотреть невооруженным глазом? Борис
Уважаемый Борис,
Испокон веков в различных еврейских общинах были приняты всевозможные устрожения в отношении хамца («квасного») в Песах. Некоторые обычаи даже упоминаются в Шулхан Орухе. Наиболее ярким примером подобного поведения является обычай мыть стены и стулья, к которым мог прикасаться хамец (Шулхан Орух 442). Мишна Брура (442:28) объясняет: не стоит насмехаться над людьми, которые так поступают, ведь, хотя по закону в этом нет необходимости, намек на этот обычай можно найти в Иерусалимском Талмуде. В любом случае мы видим, что особая святость праздника Песах заставляет людей соблюдать его законы максимально скрупулезно.
Что касается использования различных парфюмерно-косметических средств, то изначально желательно постараться приобрести товары, которые кошерны на Песах. Однако, как известно, не везде есть возможность приобрести такие товары, поэтому попытаемся рассказать о возможности использования на Песах некоторых наиболее распространенных видов косметических и моющих средств.
Жидкие и аэрозольные духи, одеколон, дезодоранты, лосьон после бритья. В большинстве случаев в их состав входит этиловый спирт, который производят из злаков и который является хамцом. Поэтому такие товары не используют в Песах и их необходимо продать нееврею (Илхот Песах, рав Шимон Айдер, Шаарей Йемей а-Песах, рав Йегуда Чезнер). И хотя такие косметические средства «непригодны в пищу собаке» (т.е. можно было бы подумать, что их разрешено использовать, т.к. они уже не считаются хамцом), не стоит спешить с выводами. Во-первых, разрешено использовать вещества, которые непригодны в пищу собаки, только в том случае, если они испортились настолько, что даже собака не станет их есть. Если же собака их не ест, потому что это не тот продукт, которым ее обычно кормят, а люди в стесненных обстоятельствах могут употреблять его в пищу (ведь иногда это просто спирт, которому придали приятный запах), то запрет остается в силе. Во-вторых. Даже когда при производстве спирт довели до такого состояния, что его невозможно употреблять в пищу, многие алахические авторитеты считают: если его можно восстановить или употреблять в пищу, смешав с другими веществами, то запрет остается в силе (Игрот Мойше, Орах Хаим 3:62, Эмет ле-Яаков, рав Яаков Каменецкий 442:9, Илхот Песах, рав Шимон Айдер). Исключение могут составлять продукты, произведенные на основе синтетического спирта или спирта, не произведенного из злаков (например, уже несколько лет, по данным департамета кошрута Бадац Эйда Харедит, в товарах, произведенных в Эрец-Исроэль, не используется спирт из злаков), или любые продукты, на которых стоит «кашерно на Песах».
Кремы, мази, шампуни, бальзамы и порошки, тени для газ, тушь для ресниц, румяна и пудра, лак для ногтей, крем для обуви, освежитель воздуха. Разрешено использовать эти товары без знака «кашерно на Песах», поскольку они непригодны в пищу собаки и человека. Кроме того, даже если при их производстве использовали спирт, его уже невозможно восстановить, чтобы сделать пригодным в пищу.
Крем для рук, мыло, помада и зубная паста. Желательно приложить усилия и постараться достать подобные товары со знаком «кашерно на Песах», поскольку существует большая вероятность, что они попадут в рот. Но если это невозможно, разрешено использовать их даже без знака «кашерно на Песах», полагаясь на мнения алахических авторитетов, которые считают: поскольку эти товары непригодны в пищу собаки и человека, в соответствии с буквой закона они не запрещены в Песах. Что касается губной помады, желательно использовать не ароматизированную (Шаарей Йемей а-Песах, рав Иегуда Чезнер, Илхот Песах, рав Шимон Айдер).
Жидкость для мытья посуды. Необходимо использовать жидкость со знаком «кашерно на Песах». Если нет возможности достать такое средство, следует обратиться к компетентному раввину.
Стиральный порошок не нуждается в знаке «кашерно на Песах». Но в холь а-моэд («праздничные будни») стирать запрещено, кроме тех случаев, когда одежда запачкалась и другой одежды нет, или для маленьких детей.
Что касается Вашего второго вопроса: не промывают от хамца вещи, которые не видны глазу и которые обычно не употребляют в пищу.
Песах кошер вэ-самеах.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Ищу список косметики на Песах!
Рав Яков Шуб
Какие фирмы проверены в этом году?
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Яков Шуб
Рисовать хной на коже — это татуировка?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Яков Шуб
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его