Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Косметика

Косметика помогает женщине хорошо выглядеть и подчеркивать свою красоту, при этом мы понимаем, что косметика придает женщине той суетной прелести, которая обманчива. Косметикой пользовались женщины испокон веков, и еврейские мудрецы указали, как, чем и когда женщины могут пользоваться, чтобы нравиться своим мужьям.

Оглавление

Красота и прелесть [↑]

Царь Шломо в книге Мишлей (31, 30) говорит: «Обманчива прелесть и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена». При поверхностном прочтении может показаться, что у женской красоты нет никакой ценности.

Но Виленский Гаон в книге Коль Элиягу (к Берешит 29, 17) указывает на то, что Тора, говоря о таких праведных женщинах, как Сара, Ривка и Рахель, много раз упоминает, что они были красивы. Все дело в том, что женская красота не является достоинством, если у женщины нет страха пред Небесами. Однако если красивая женщина богобоязненна, то её красота — одно из достоинств, прославляющих её.

А в комментарии к Шулхан Аруху (Эвен а-Эзер 1:1) Виленский Гаон объясняет, что прелесть (хэн) — это нечто ненастоящее, «обманчивое», то, что только представляется глазам человека. Такой прелести женщина достигает с помощью красивой одежды, косметики и прически. Об этом и говорит стих в Мишлей — «обманчива прелесть», т.е. это обман, иллюзия, не то, что существует на самом деле.

Авраам сказал Саре, когда они шли в Египет (Берешит 12:11): «Вот, я узнал, что ты женщина, прекрасная видом». Теперь, после долгого пути, в течение которого ни у какой женщины нет возможности следить за собой так, как в обычной жизни, Аврааму стало понятно, что его жена обладает не только «прелестью» — хэн, но и истинной красотой — йофи.

Зачем нужна косметика? [↑]

Не будет преувеличением сказать, что косметика существует столько же лет, сколько существует человечество. Сам Вс-вышний украсил Хаву, прежде чем показать ее Адаму, и этим показал, что украшать себя женщине — естественно и нормально. С тех пор женщины всего мира используют как уходовую, так и декоративную косметику, чтобы наводить на себя «обманчивую прелесть» и нравиться самим себе и мужчинам.

Что же касается именно еврейских женщин, то трактат Йома (75а) сообщает нам: еще в период становления еврейского народа все сорок лет вместе с маном в пустыне выпадал некий ингредиент для изготовления косметики и духов, который Талмуд называет тахшитей нашим, и Раши поясняет, что речь идет о благовониях, которые женщины толкли в ступке и «украшались» ими, чтобы их запах был приятен мужьям.

Когда евреи вернулись из Вавилонского изгнания и стали налаживать жизнь в земле Израиля, одним из установлений (таканот) Эзра было, чтобы по стране ходили торговцы и продавали косметику и украшения. Жизнь переселенцев была очень тяжелой, женщины много работали (в том числе и на солнце), их кожа грубела. Нельзя было допустить, чтобы еврейские женщины стали неприятны своим мужьям. Цепочка понятна: жена непривлекательна для мужа — муж ею пренебрегает — растет количество разводов — рождаемость падает — государственная проблема!

Известно, что жена Аба Хилькии выходила встречать его вечером за порог красиво одетая и накрашенная. Почему? Чтобы он не смотрел на других женщин.

Все эти примеры показывают нам, что косметика, наряду с одеждой, — это то, что составляет женский «арсенал красоты». Когда и как еврейкам разрешалось применять это оружие?

Косметика во времена Мишны [↑]

У нас есть надежный источник, который рассказывает, как у евреек было принято краситься во времена Мишны. В «Илхот Шабат», там, где рассматривается вопрос о том, что можно выносить в субботу в ршут а-рабим (общественное владение), речь заходит о косметике, и рабби Элиэзер пересчитывает, какое количество запретов преступит женщина, если она полностью накрасится: например, обводить глаза — это нарушение закона «писать», а наносить тени — это уже «красить».

Значит, женщины пользовались и тенями, и подводкой для глаз! Всюду пишется, что дома женщина должна была краситься, чтобы нравиться мужу. Женщина в те времена больше сидела дома и на улицу выходила редко. Рамбам пишет, что такое случалось всего 1-2 раза в год.

Интересно, что минимальное количество теней, которое запрещено выносить в субботу в общественное владение, — это столько, сколько достаточно для нанесения на один глаз. Дело в том, что когда даже очень скромная женщина выходила на улицу, она должна была накраситься. Выйти ненакрашенной на улицу было просто невозможно, это был позор. Самые скромные женщины закрывали один глаз вуалью. И тот глаз, который был открыт, — был накрашен!

Приняты были синие тени для глаз. Косметика красного цвета и всех ярких его оттенков (ярко-розового, ярко-малинового) считалась тогда (и сейчас) очень нескромной. Но были женщины, которые ради этой нескромности даже выходили на рынок и пряли там красную пряжу, чтобы отсвет от нитей как бы «окрашивал» их лица в недозволенный красный цвет.

В качестве румян женщины использовали куркуму. Чтобы придать щекам естественный румянец, прилепляли к ним куски теста, а потом отдирали их, и щеки краснели. Нам это известно также потому, что в законах шаббата указывается запрет поступать так в субботу.

Косметика декоративная и уходовая [↑]

«Мужчина любит глазами», и это значит, что каждому мужчине очень важно, чтобы его жена выглядела опрятной и ухоженной. «Женщина дана для красоты» — а это означает, что Вс-вышний создал красоту женщины, чтобы жена спасала своего мужа от греха. Да, в первую очередь, женщина должна быть красивой для своего мужа, у себя дома. И дома, когда никто, кроме мужа, не видит, нужно краситься так, как нравится ему — даже слишком ярко, если таков его вкус.

На улицу выходить с ярким «боевым раскрасом» — нескромно и поэтому недопустимо. Во многих религиозных общинах принято пользовать аккуратным, умеренным макияжем в естественных тонах. В некоторых общинах принято краситься поярче. Есть и такие общины, где декоративной косметикой вовсе не пользуются. Но косметикой уходовой: кремами, маслами, масками и прочими косметическими средствами, которые увлажняют, разглаживают кожу, борются с прыщами, пигментными пятнами и морщинами — пользуются все без ограничений.

Перманентный и стойкий макияж [↑]

По мнению большинства галахических авторитетов, перманентный макияж запрещен Торой как разновидность татуировки. Но если женщина сделала такой макияж, это не является препятствием для посещения миквы.

В качестве альтернативы еврейские женщины перед субботами и праздниками часто используют так называемый стойкий макияж, который держится до 48 часов. Такой макияж наносится на кожу обычным способом и не имеет никакого отношения к татуировке. Его можно нанести накануне субботы, и он не сотрется до её окончания. В микву с таким макияжем окунаться нельзя.

Женщине, которая считает, что так она будет выглядеть более привлекательно для мужа, разрешено пользоваться кремом-автозагаром, и это не является препятствием (хацица) для окунания в микву. Поскольку действие автозагара постепенное, следует нанести его за день-два до окунания, чтобы кожа достигла такого состояния, при котором женщина довольна своим видом.

Аналог автозагара существовал и во времена Роша и Рашбо, которые упоминают обычай женщин своего времени окрашивать для красоты волосы, лицо и руки. Эта краска, подобно современному автозагару, не покрывала кожу отдельным слоем, а впитывалась в кожу так, что только изменяла ее цвет.

Косметика в субботу [↑]

Многие женщины стремятся хорошо выглядеть в честь Шаббата. Поэтому разрешено пользоваться любыми косметическими средствами, если нанести их до наступления субботы. В саму субботу никакую косметику использовать нельзя.

Все окрашивающие косметические средства подпадают под запрет цовэа (окрашивание). Использование помад и кремов связано также с запретом мемареах (разглаживание).

В профилактических целях, во избежание сухости, разрешено пользоваться жидким маслом для кожи рук, лица и губ, т.к. с жидкостями нет проблемы мемареах. Если кожа потрескалась, и использование масла необходимо в лечебных целях, следует проконсультироваться у раввина.

Из-за той же проблемы разглаживания запрещено пользоваться твердым мылом или дезодорантом (жидким мылом или дезодорантом — разрешено).

Смывать косметику с лица водой или жидкостью для снятия макияжа, а также лак с ногтей — специальным средством, разрешено в Шаббат, если эти средства жидкие. Наносить для этого жидкость на вату или какой-то другой материал, запрещено, так как здесь возникает проблема выжимания — схита. Однако разрешено сначала нанести жидкость на поверхность ногтя, а затем аккуратно снять ее ватным диском. Делать это необходимо осторожно, стараясь не выжимать вату.

Можно пользоваться духами и жидкими или аэрозольными дезодорантами при условии, что их наносят на тело. Но запрещено наносить их на одежду, т.к. это «порождает запах» (молид реах).

Что касается использования пудры в субботу, то сефардским женщинам рав Овадья Йосеф шлита (Йехавэ даат 4:28, Йабиа омер 6:37) разрешил пользоваться как прозрачной, так и цветной пудрой в субботу. Ашкеназские алахические авторитеты не согласились с ним.

Косметика и траур [↑]

Вопрос об использовании косметики в период траура рассматривается в Шульхан Арухе, и речь там идет о декоративной косметике: тенях для век и пудре для лица.

В первые семь дней траура (шива) пользоваться такой косметикой разрешатся лишь в самых исключительных случаях — когда она служит для того, чтобы скрыть серьезные дефекты на лице, способные, когда они видны окружающим, спровоцировать у женщины острый стресс.

В следующий за этим период 30-дневного траура (шлошим) пользоваться декоративной косметикой тоже не рекомендуется. Однако же в ситуации, когда без нее женщина испытывает ощущение дискомфорта (без угрозы стресса), косметика ей может быть разрешена.

Исключение в период шлошим делается только для девушки, к которой сватаются молодые люди, и она считает, что с помощью косметики она может «повысить свои шансы» на успех.

В день траура по Храму — 9 ава — запрещено пользоваться не только декоративной косметикой, но и уходовой, включая духи и кремы. Разрешено пользоваться только дезодорантом.

Другой «большой пост» — Йом Кипур — не день траура, а праздник, поэтому накануне этого дня еврейские женщины наряжаются и красятся, как накануне шабата и других праздников, а в сам Йом Кипур действуют те же запреты относительно косметики, что и в шабат.

Выводить материалы