Темы: Суббота, Яков Шуб, Музыка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ каких случаях можно и в каких нельзя хлопать в ладоши в субботу? И почему?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Мишна (Бейца 36 б) говорит, что мудрецы запретили хлопать в ладоши и танцевать в Шаббат и Йом-Тов (праздник). Причина запрета: данное действие может привести к тому, что человек захочет аккомпанировать себе и начнет настраивать музыкальные инструменты. Настройка музыкальных инструментов, в свою очередь, является маке бэ-патиш («завершающим ударом»), одной из 39 работ, запрещенных в субботу Торой.
Гемора (Бейца 30а) спрашивает: почему, несмотря на то, что существует запрет хлопать в ладоши и танцевать в субботу, некоторые люди продолжают так поступать и никто не делает им замечание? Ответ: пусть лучше люди продолжают делать так по незнанию (шойгег), чем намеренно (мэйзид). Намеренное нарушение может получиться, если им сделают замечание, а они не послушают.
Комментарий Тосафот (Бейца 30а) говорит, что запрет хлопать в ладоши и танцевать имел силу только во времена Геморы, а в наше время не актуален, поскольку обычные люди не умеют настраивать музыкальные инструменты.
Шулхан Орух (339:3) согласен с мнением тех ранних комментаторов (ришойним), которые считают, что запрет актуален и в наше время. Рамо приводит упомянутые слова Геморы (Бейца 30а) и комментарий Тосафот и говорит в заключение, что, возможно, из-за сказанного там многие «облегчают» закон и танцуют и хлопают в ладоши в субботу.
Мишна Брура (339:10) говорит: даже там, где обычно «облегчают» и танцуют и хлопают в ладоши в субботу, разрешено так поступать только ради выполнения заповеди (например, веселить жениха и невесту и т.п.).
Получается, что в тех местах, где обычно «облегчают» и танцуют и хлопают в ладоши в Шаббат, разрешено так поступать ради выполнения заповеди.
Во время праздника Симхат Тора разрешено танцевать и хлопать в ладоши по всем мнениям, т.к. это делается из уважения к Торе.
Разрешено хлопать даже не ради заповеди, если делать это измененным способом, например, тыльной частью руки по ладони (Шулхан Орух 339:3).
Запрет действителен только в том случае, когда хлопают в определенном ритме. Если человек хлопает в ладоши не ритмично, например, чтобы разбудить спящего, это не запрещено (Гемора Эйрувин 104а, Мишна Брура 339:9).
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Почему в субботу нельзя играть на музыкальных инструментах?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Корни настоящей еврейской музыки находятся в храмовых песнопениях. И канторское пение, и хасидские напевы отличаются многообразием и богатством форм.
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Из цикла «Беседы о музыке»
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Музыка и религиозное мироощущение
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его