Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Баум и миква

Отложить Отложено

 

Другая история про меламеда рава Шмуэля Койфмана.

В той же школе (о ней речь шла в прошлом рассказе) учился у рава среди прочих учеников мальчик по фамилии Баум. Мальчик как мальчик. Особенными талантами не блистал, поведения среднего, заинтересованности в предметах иудаизма никакой.

Мы уже как-то говорили, что в еврейских школах Америки полно детей из семей, где соблюдению заповедей уделяется не очень много внимания. Просто родители хотят, чтобы их дети посещали престижную школу, где уровень преподавания и дисциплины много выше, чем по всей стране. А то, что детям, наряду с обычными предметами, дают уроки по Торе, ивриту, еврейским законам и истории, – так это образованному человеку не повредит, верно?

Но рав Койфман вел совсем другую политику: он прямо-таки приучал детей к Торе. Многие из его воспитанников по-настоящему вернулись к вере предков, некоторые даже поступили в ешивы и сами стали раввинами.

Но вот как раз мальчик Баум никакого интереса к урокам рава не проявлял. Сидел безучастно и глядел в окно. Рав вызывал его на беседы после уроков, апеллировал к логике, к чувствам – все напрасно.

Так и закончил Баум школу, ни на шаг не приблизившись к иудаизму. Потом поступил в медицинский колледж, блестяще сдал все экзамены на самые высокие степени, женился – и оказался в Израиле.

Почему в Израиле? Дело в том, что его молодая жена происходила из семьи американских евреев со старой сионистской закваской, братья воевали в войнах против арабов, все очень сочувственно относились к идее собирания евреев на родине. Жена Баума тоже была "на полную голову сионистка" (как говорили о ней сам Баум). И она сразу привила ту же идею своему мужу.

Так или иначе, уже после свадьбы молодая семья Баум начала серьезно задумываться о переезде в Израиль. А тут еще трудности с получением работы в Штатах, – в то время как ставку в иерусалимской клинике ему обещали сразу. Одним словом, переехали! И обосновались в городке к востоку от Иерусалима. [Скорее всего, в Маале-Адумим.]

И вот, как-то приснился доктору Бауму странный сон: будто сидит он в классе, вокруг приятели по еврейской школе, все в том же возрасте, что и были, только он повзрослевший, нынешний, а за кафедрой – рав Койфман.

И обращается рав к нему, к Бауму:

"Ну что, Баум, так и не образумился? Все так же продолжаешь нарушать законы Торы? Женился, а твоя жена, наверное, ни разу в микву не сходила? Что молчишь, отвечай!!"

И так он страшно на него закричал, что Баум проснулся посреди ночи. (Надо сказать, что меламед Койфман никогда ни на кого не кричал. Но как говорится, из сна слово не выкинешь.)

Утром наш герой пересказал сон жене [хотя обычно у евреев принято снов не рассказывать], добавив: "Я так зол на этого Койфмана. Встретил бы его сейчас – так бы и ударил по лицу".

Жена выслушала мужа и спросила: "А что это за миква, о которой он говорил?"

"Чепуха, – отметил муж. – Обычный религиозный бред обряд, смысла никакого".

Но жена не отставала, пока он, с трудом вспоминая все, чему когда-то учился, не рассказал ей о микве и о том, что еврейская женщина обязана ее посещать, если хочет, чтобы дети стали полноценными евреями.

"Но я в эти обряды не верю", – добавил он в конце.

Впрочем, было уже поздно. Жена не на шутку заинтересовалась – что это за обряд, делающий детей полноценными евреями. Узнала у соседок, кто может дать квалифицированное объяснение. Попала на урок, проводимый для женщин городка. Увлеклась. Стала соблюдать заповеди. Добилась того, что и муж вернулся к Торе…

Через два года встретил доктор Баум своего рава, гостившего в Иерусалиме у сына. И попросил прощения за то, что во сне хотел того побить…

Как видим, настоящий учитель влияет на учеников и после того, как они закончили школу.

Теги: Литература