Темы: Вавилонская башня, Нимрод, Свобода выбора, Потоп, Вавилон, Александр Красильщиков, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, я недавно начал изучать Тору, и у меня возникло много вопросов.
Мой вопрос — относительно поколения потопа:
Что плохого в том, что люди пытаются создать город, чтобы не рассеяться по лицу всей земли? Что плохого в том, что люди говорили на одном языке и понимали друг друга? Зачем было рассеивать людей?
В современном мире все воюют со всеми. Потому что каждый борется за себя. За свою нацию. И плевать на остальных людей. Но если бы все говорили на одном языке, верили в одно и то же, то не было бы причин для многих войн (крестовых походов, уничтожения неверных). Люди были бы едины! Какой высоты могла быть Вавилонская башня? Никак не выше тех зданий, которые строятся сейчас. И которые уже есть сейчас. Существует мировой язык — Английский… И это случилось спустя несколько тысяч лет, наш мир это Вавилон, только увеличенный в тысячи раз. Так зачем же было этому препятствовать, если это все равно должно было случиться? Но основной вопрос в том, что ЗАЧЕМ БЫЛО СОЗДАВАТЬ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ЛЮДИ ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА И ЖИЛИ В МИРЕ. НО РАЗЛИЧИЕ ПРИНОСИТ ОТЧУЖДЕНИЕ, НЕНАВИСТЬ К ЧУЖИМ, АГРЕССИЮ, ЖЕСТОКОСТЬ. В ЧЕМ СМЫСЛ? Надеюсь получить ответы на все свои вопросы. Заранее СПАСИБО ЗА ОТВЕТ.
С уважением, Арон
Здравствуйте, Арон!
Ваш вопрос интересен и глубок. Такие вопросы — неотъемлемая часть изучения Торы. Тора не боится вопросов. Наоборот, она сама часто их провоцирует, чтобы побудить человека углубиться в тему — узнать больше и увидеть дальше.
Вы в своём вопросе, очевидно, имеете в виду не поколение Потопа, а так называемое Поколение Разобщения народов — дор а-флага, то есть строителей Вавилонской Башни.
Это строительство осуществлялось в условиях первой в истории диктатуры, во главе которой стоял человек по имени Нимрод. Тот самый Нимрод, который пытался уничтожить нашего праотца Авраама, бросив его в огненную печь. Чтобы укрепить власть, ему необходимо было объединить людей одной идеей. Ею и стало строительство Вавилонской башни.
Сама мысль выглядела вполне респектабельно. Было решено построить для человечества колоссальную метрополию, в центре которой — гигантская башня, своеобразный «пояс безопасности» на случай повторения потопа. Недаром учёные того времени считали, что каждые 1656 лет небеса теряют устойчивость, что может вызвать всемирную катастрофу, подобную той, что спровоцировала Потоп, а с нею и уничтожение человечества.
Для обеспечения выживания планировалось построить три гигантские башни. Однако назначение проекта не ограничивалось страхом перед «природными» катаклизмами. Не зря энтузиазм был всеобщий.
Строители Башни принадлежали к трем основным партиям. Целью одних — и это, как уже сказано, была партия Нимрода — было усиление центральной власти путём предотвращения расселения человечества на поверхности земли. Попробуй, управляй людьми, если они далеко.
Другими двигало желание продемонстрировать силу и возможности человека, его власть над материальным миром.
И, наконец, третья партия открыто объявила о своём отрицании Творца Вселенной, а строительство башни символизировало, на их взгляд, победу «разума» над «суеверием».
Всех их объединяло одно: фактическое отрицание Творца и предпочтение материальных благ духовному росту человечества.
Это был тревожный знак. В своё время подобная тенденция погубила поколения, предшествовавшие Потопу. Именно пренебрежение духовностью, отрицание власти Творца привело человечество к полному моральному растлению, взаимной ненависти и неуёмному грабежу.
Первые признаки распада проявились и при строительстве Башни. Фанатичная приверженность «Великой Стройке» привела к девальвации человеческой жизни. Мидраш рассказывает: когда кто-нибудь из строителей оступался и падал вниз, никто не обращал на это внимания, но если пропадали кирпичи и стройка задерживалась, люди плакали от огорчения. Эта тенденция, чем дальше, тем больше ширилась, грозя вернуть человечество ко всем тем порокам, что привели к всемирной катастрофе.
Всевышний, не желая нового потопа, предпринял наименее радикальный шаг, чтобы остановить сползание человечества в бездну неверия и греха. Он разрушил единство, чтобы человечество имело возможность остановиться и выбрать путь духовности и служения Творцу.
Как мы видим из сказанного Выше, единство «поколения расселения» было мнимым. Несомненно, о таком единстве никак нельзя сказать: «ЛЮДИ ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА И ЖИЛИ В МИРЕ». И именно расселение дало человечеству возможность обрести духовность и, тем самым, избежать всех тех пороков, о которых Вы упоминали (ОТЧУЖДЕНИЕ, НЕНАВИСТЬ К ЧУЖИМ, АГРЕССИЮ, ЖЕСТОКОСТЬ).
С уважением, Александр Красильщиков
Читайте: Мы строим супер-башню в Вавилоне…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Берл Набутовский
Почему Тора называет Нимрода богатырём?
Рав Овадья Климовский
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Рав Бенцион Зильбер
Чем именно заслужил Ноах спасение от вод потопа?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Александр Красильщиков
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Вавилонское пленение. Цари Вавилонии
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его