Темы: Воспитание детей, Тшува, Школа, Подростковый период, Ашер Кушнир
Мы с женой сделали тшуву два года назад. Учимся по мере наших возможностей, и нам вдвоем хорошо. Но вот что делать с детьми, не знаем. Перевели дочку в религиозную школу, а она просто в истерике, каждый день слезы. С сыном проще, но на кидуш их не загонишь, молиться не хотят, и, вообще, атмосфера в доме неприятная. Как их заставить стать религиозными?
К сожалению, Вы не указали возраст детей, да и, заодно, тема эта сама по себе необыкновенно сложна и требует постоянной консультации с опытным раввином, поэтому опишем ее лишь в общем.
Когда муж и жена сделали важный шаг в своей жизни и начали соблюдать еврейские законы, они приняли это решение сами, за себя, а заодно, без лишних разъяснений, за своих детей. При этом сами родители прошли до этого долгий процесс: вначале появился случайный интерес, затем осознанный, потом пришла увлеченность, за ней испуг, колебания, первая попытка в соблюдении заповедей и т.д. А что прошли дети? Ничего!
Как же все выглядит в глазах детей?
В один прекрасный день они начали замечать, что родители слегка «тронулись», говорят сами с собой, свечи зажигают, обсуждают что-то непонятное… До этого жизнь текла беззаботно и вкусно, и вдруг, без предварительных предупреждений и разъяснений, им стали запрещать смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Не дают погулять, перевели совсем в другую школу… В общем, вытащили конфетку изо рта. Жизни не стало. И все из-за…
Да, решение мы принимаем за наших детей, но готовы ли они стать праведниками сразу, по нашему заказу?! Подготавливаем ли мы их?
Нельзя заставить детей стать религиозными!
Очевидно одно. Если это будет в той форме, в которой Вы сформулировали вопрос: «Как их заставить стать религиозными», — то вряд ли что-либо получится. Заставить быть религиозным можно только себя, но не других. А дети тоже… другие!
Что же делать?
Обратимся к семейству Рабинович. Мама с Папой «сделали тшуву», но в доме у них есть еще Мишка, Гришка и Лизка. Родители волнуются, пойдут ли дети по их пути?
Чтобы дать более конкретный ответ, необходимо рассмотреть три возрастные группы:
От новорожденных и до 7-8 лет
Мишка из первой группы. Ему 5 лет. В этом возрасте переход к религиозному образу жизни наиболее прост. Как носился до этого, так и продолжит носиться дальше, но уже с кипой. И хотя она будет время от времени слетать, но постепенно, при надлежащих терпении и любви, можно приучить его к соблюдению заповедей. Да и перевести Мишку в религиозное учебное заведение в этом возрасте проще всего.
От 8-9 и до 10-12
Гришка постарше, ему уже 10. Его конфетой не заманишь, и кипу ему на голову так просто не напялишь. Гриня и его сверстники — это ребята с опытом, у них за плечами уже годы теле-радио-CD-DVD-интернет-компьютерных впечатлений, они успели попривыкнуть к свободе передвижения и к неограниченным фантазиям. Последний крик моды для них уже вполне различим, да и противоположный пол начинает ими замечаться… В общем, это еще тот Гришка!
В этих условиях требуется максимальное умение родителей, чтобы заинтересовать их в том, чего они не хотят и в чем не видят для себя никакой ценности. Как этого добиться?
С помощью трех инструментов: любви, терпения и умения.
Любовь в воспитании включает весь спектр положительных эмоций в момент, когда родители хотят передать ребенку какие-то духовные ценности. Не только ничего не следует навязывать насильно. Не заставлять и не угрожать, более того, прежде чем что-либо Гришке сказать, объяснить, попросить его что-нибудь сделать, необходимо создать атмосферу непринужденности, легкости, улыбки, приподнятого настроения. Только так ребенок вообще захочет что-либо услышать и сердце его будет готово принимать.
Терпение означает, что, попробовав доброжелательный подход и встретив наглый отпор, не следует отчаиваться, нервничать и тут же повышать голос. Следует терпеливо пытаться еще и еще раз привлечь и заинтересовать. Посидел пять минут у субботнего стола и заскучал? Пусть вернется к своим любимым занятиям… То есть, переход должен быть постепенным, и он может занять и год, и два.
Умение включает понимание родителями того, чтό требовать от детей согласно их возрасту, умение обращаться к детям на понятном для них языке и привлекать их внимание только к тому, чему дети могут сопереживать, и т.д.
Сочетание любви, терпения и умения может дать положительный результат. А если, несмотря на ваши усилия, никаких изменений не происходит, обратите внимание, насколько сильно влияние друзей и окружения. Если это влияние существенно, тогда стоит взвесить переезд в другой район города или страны и только затем перевести его в религиозную школу.
И, в любом случае, без нормальных отношений между родителями и детьми все сказанное выше не имеет никакого смысла.
От 11-12 и старше
А Лизке — 15. Тут речь уже идет о «готовеньких». В этом возрасте поезд «воспитательных процедур» уже уехал, и не с кем говорить, и не на кого влиять. Поэтому на «готовеньких» не влияют, их не заставляют, не обучают и не поучают! Но если все же родители захотят попробовать свои «силы», то они быстро убедятся что все «усилия» бумерангом обрушатся на их же головы. Это не значит, что все сказанное о второй возрастной группе тут неприемлемо. Так же нужно много любви, терпения и умения. Но шансов, что это поможет, — гораздо, гораздо меньше. С другой стороны, конечно же, есть и исключения из правил. Есть случаи, когда твердость родителей и сложившееся отношение уважения к матери и отцу могут дать результаты. Но, как правило, надо быть готовыми:
1. Предпринять максимальные усилия, чтобы унять самих себя при виде нерелигиозного поведения подростков.
2. Скрипя зубами, сказать себе, что ваша Лизонька уже выросла и она — личность. Не совсем созревшая, правда, но личность. А с личностью надо считаться. Поэтому так же, как вы сами решили изменить свою жизнь, так и она самостоятельно должна это решение принять.
3. Насколько это возможно, не вмешиваться в уже сложившуюся рутину жизни. Пусть она строит свою жизнь параллельно с вами. Может быть, подобное покажется неприемлемым: как же так?! Она «гуляет», а нам молчать? Но, немного подумав, вы сами придете к выводу, что если ей это запретить, все равно «гулять» она будет, а заодно, может произойти самое нежелательное в ваших отношениях с дочерью: можно потерять с ней душевную связь.
4. Лучше использовать обратную тактику (опять же, все зависит от обстоятельств, которые известны только вам). Не только не приобщать, а, наоборот, «отталкивать»: мол, тебе, Лизонька, еще рано в субботней трапезе участвовать. А мама с папой сами-то сидят, все красиво убрано, свечи горят, о чем-то радостно и увлеченно беседуют. Так и манит… «Мам, пап, можно чуть-чуть с вами посидеть?» — «Ну, ладно, давай…»
А что со школой?
Всегда есть исключение из правил. Если Лизка сама тянется к чему-то духовному и по свойствам характера не терпит бурный темперамент современной светской школы, то тогда с большой осторожностью, заранее все проверив и подготовив, можно предложить ей перейти в религиозное учебное заведение.
Но когда Лизке все в школе очень даже нравится: и ее друзья, и дикие перемены, и буйные вечеринки, — то не стоит Лизку в мини-бикини затаскивать в религиозную школу, чтобы там она скромной стала…
Сын вернулся в полночь из паба, а родители ему: завтра пойдешь в йешиву! Так не только не получится, но это верный путь окончательно потерять связь со своими детьми.
При всей понятной родительской боли предпочтительней сохранить с подростками нормальные человеческие отношения, чем заставить их ненавидеть все религиозное. Опыт показывает, что у тех родителей, которые сохранили хорошие отношения, повзрослев, дети делали тшуву, как и их родители. И не забывайте, что без слез и молитв родительских это не произойдет!
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.