Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Часто слышу, что вот, Тора призывает нас к добру и хорошим делам, и все евреи с этим согласны, но толку почти никакого. Мне все же кажется, что иногда толк бывает. Однако с фразой: Тора призывает нас к объединению, но, тем не менее, мало кто спешит объединиться, – с этим положением я процентов на 80 соглашусь. Ибо, похоже, не с кем объединяться. С кем и на каких принципах? Я не то что не могу отказаться от своих устоев, мне чужие лозунги слышать противно, не то что обсуждать. (Это не я говорю, это, как бы, герой моего эссе говорит.)
А если вам не нравится такое начало текста, то посмотрите на себя. Вы левый или правый? Вы за Тору или против? Вы демократ, еврейский патриот, либерал, погифист или еще какая идеологическая персона? Или вы полный нейтрал с никакой ориентацией? Короче, кем бы вы ни были – согласны ли объединиться со своими противниками-оппонентами? Отдать арабам пол Израиля или, наоборот, разрушить до основания все поселения на территориях? Не впускать в Меа-Шеарим полуголых туристов или, напротив, махать платочком очередному гей-параду, не при нас будь сказано?
Ну, вы понимаете: нет никакой возможности объединиться с теми, которые, как бы мягче сказать – ни в какие ворота. Т.е. от своих принципов не откажутся, а наши никогда не признают ни на пол процента. И мы тоже не откажемся и не признаем!
Ну, и к чему тогда нас призывает Тора?
Здесь, на самом деле, палка больше чем о двух концах. Если до последнего патрона стоять на полном соблюдении Торы – наши соседи взвоют и сбегут на Луну. И даже если вы не против такого варианта, не говорите потом, что вы предложили им единство, а они отказались. Вы отказались! А если проявить компромисс, то вряд ли получится лучше: от субботних автобусов и свиных магазинов сбежите уже вы – и намного дальше, чем на Луну, поверьте.
Третий вариант – спустить все на тормозах, закрыть глаза, будь что будет. Тут же, если вы ортодокс, ваших детей заберут в армию, а если антидокс, то готовьтесь – ваши дети уже по этой весне будут сдавать Талмуд на багрут. Отличная перспектива, не правда ли?
Внутри лагеря Торы дело не лучше. Одни читают Алель в Йом-Ацмаут (если вы не знаете ни первого, ни второго, то можете пропустить абзац), вторые из такого миньяна бегут без оглядки. Для одного учить Талмуд хотя бы час в день – наказание, для другого наказание – не учить его с утра до вечера.
Да и за пределами идеологии то же самое. Попробуйте почувствовать единство со своим начальником, который второй год грозит вас уволить. Или с женой перед разводом. Или, извините, с соседом, для которого час ночи – ранний вечер и его вечеринка в самом разгаре. Пойдите, поздравьте его с праздником, и я посмотрю на вас как на святого человека. А между тем, призыв к объединению обращен не к святым, а к обычным людям. Святым единство не нужно, они уже на небе.
Вывод. Любой призыв к еврейскому объединению – не больше чем пустой лозунг, за которым нет никакого практического действия.
А между тем, раввины всех поколений учат нас, что единство народа – единственный способ продолжить наше существование. Проще говоря, ровно в той степени, насколько мы вместе, Всевышний нам помогает, спасая от врагов и катастроф.
Говорят, Храм был разрушен из-за нашей взаимной ненависти. Это не совсем точно. Храм был разрушен из-за раздора, шатания, внутренней бескомпромиссности. Когда евреи "кто в лес, кто по дрова", не будет ни леса, ни дров.
И что нам делать?
** **
Сила объединения известна. Тора учит: Творец спасает тех, кто объединяется. Классический пример – история поколения Башни (дор-афлага). Про них сказано - "один народ и один язык". Всевышний их не уничтожил (хотя они выступили против Него), потому что они нашли в себе силы выступить единым фронтом. Единство иногда важнее цели. С другой стороны, поколение Потопа (дор-амабуль) было уничтожено, хотя они против Него не выступали, а только обижали друг друга.
Вывод: объединение – достаточная заявка на помощь небес. Второй пример: ям-Суф. Евреи объединились – и перешли море, хотя могли и воевать (оружие было; им они воевали против Амалека и двух сильных царств – Сихона и в Башане). И настолько сильным было их объединение, что почти тут же получили Тору на Синае, сказав: наасэ вэнишма.
Третий пример: Пурим. Евреи объединились, устроив трехдневный пост, – и Он их спас.
Вот и возникает вопрос: как работает объединение? Т.е., почему оно спасает? И второй вопрос: как объединиться? – В этом вопрос всех вопросов.
** **
Кли-Якар приводит, что написано (Ваикра 16:33): "И в этот день (Йом-Кипур) коэн искупит весь народ-общину, ам-акааль". Почему народ-общину? Надо или народ, или общину, ведь это одно и то же.
Ответ. Дело в том, что Йом-Кипур не искупает грехов человека по отношению к другим людям (а только по отношению к Творцу). Поэтому сказано: народ-община, народ, объединенный в общину, где каждый со всеми.
Да, но как сделать так, чтобы каждый был со всеми?
** **
Ой, суббота на носу. Времени нет. Пост-эссе закончу позже сБп.
Впрочем, если у вас нет никаких практических, эффективных и реальных идей – то зачем мне его заканчивать? Зачем давать ответ, если он вам не интересен? Или – если вы без меня его знаете.
Кстати, приблизительный ответ (далеко не полный) присутствует на видео-уроке "Разлад и единство", который только что вывешен на сайте Толдот. Цитат оттуда не привожу, у меня времени полный аут. Гут-шабес.
Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел