Темы: Реувен Куклин, Суббота, Гостеприимство, Община
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые равины, Шабат и праздники — это время для семейных и дружеских встреч. Т.к. в большинстве случаев друзья или родственники не живут рядом, это подразумевает, что семья принимающая должна обеспечить гостей спальными местами в ночь с пятницы на субботу. Как решается этот вопрос в религиозных семьях? Или стараются «дружить домами»? Живя в светском районе и не имея рядом живущих «друзей по духу», ощущаем себя «волками одиночками». Заранее благодарна за ответ. Н., Израиль
Уважаемая Н.!
Религиозные семьи часто, если едут куда-то на субботу, дают ключи от своей квартиры соседям. Это позволяет соседям пригласить знакомых или родственников на субботу. Кроме того, часто приглашают на субботнюю трапезу соседей либо семьи, которые живут по соседству.
Это, конечно, не просто — жить в светском районе и чувствовать себя одиночками. Можно позавидовать вам: ведь чем большие трудности преодолевает человек ради соблюдения заповедей, тем больше награда, которую ему дарует Творец. Сказали мудрецы (Пиркей Авот 5, 23): «По страданию (усилию) и награда». Т.е. чем тяжелей человеку выполнить какую-то заповедь, тем большая награда от Творца его ожидает.
Идя против течения, Вы поступаете подобно Аврааму, одним из главных свойств которого была именно способность идти против течения. Сказали мудрецы (Берейшит Рабба 42, 8): Авраам называется Иври, потому что «он с одной стороны, а весь мир — с другой», т.е. его мнения были противоположны общепринятым в то время (подробнее об этом см. «Какова этимология слова ЕВРЕЙ?» ). И это является необходимым качеством талмид-хахама (мудреца Торы). Рамбам пишет (Илхот Дэот 5, 1): «Точно так же, как мудрец выделяется и отличается от всего народа мудростью и воззрениями, так должен он отличаться от всего народа своим поведением». Из слов Рамбама мы видим, что мудрецом считается тот, кто не «плывёт по течению». У него есть собственное воззрение, основанное на его собственном поиске истины.
Но, конечно же, мы не должны искать для себя трудностей в исполнении заповедей и испытаний. Мы просим Всевышнего в молитве: «Не приведи меня к испытанию и позору (если не устоим, не дай Б-г, в испытании)». Поэтому, если есть возможность переехать в религиозный район, то, несомненно, важно это сделать.
Мы можем этого не замечать, но общество в той или иной мере всегда влияет на формирование нашего мировоззрения. Пишет Рамбам (Ильхот Дэот 6, 1): «Человек создан так, что в своих воззрениях и действиях он тянется за своими друзьями и близкими, ведёт себя так, как принято среди людей в его стране. Поэтому следует человеку всегда дружить с праведниками и селиться среди мудрецов, чтобы учиться их деяниям, и отдаляться от грешников, идущих во тьме, чтобы не научиться их делам. Об этом говорит царь Шломо: “Кто идёт с мудрыми, тот будет мудр, а кто дружит с глупыми, сокрушён будет” (Мишлей 13, 20). И сказано (Тэилим 1, 1): “Счастлив человек, которых не ходил по совету нечестивых и на пути грешников не стоял, и в собрании легкомысленных не сидел”. Так же и в случае, если человек живёт в стране с дурными обычаями, люди которой не идут прямым путём: следует ему переселиться туда, где люди праведны и придерживаются добрых обычаев».
Кроме того, качественное окружение, несомненно, окажет положительное влияние и на воспитание ваших детей.
Несмотря на сказанное, с переездом не следует торопиться. Это надо хорошо обдумать (и, если есть возможность, обсудить с мудрым человеком), поскольку в любом районе есть свои сложности.
Желаю вам удачи на избранном пути, и пусть Творец всегда будет близок к вам.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Есть ли у вас влияние улицы?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Индивидуальное искупление и общинное искупление
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Куклин
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Описывая свой сон, фараон назвал коров יפות תואר (прекрасно сложенными). Ни один мясник не обратит внимание на совершенство форм коровы, он оставит это поэтам и художникам.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йосеф не открывался братьям, пока они не осознали свой грех. Легче проявить снисхождение к обидчику, чем возлюбить его.
«Оцарот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Микец» («По прошествии») начинается с рассказа о том, как Йосеф истолковал царю Египта — Паро — его сны, предсказывавшие стране семь лет изобилия, а затем — семь лет голода. За это Йосеф был выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный человек, способный предотвратить беду. Кончается глава встречей Йосефа с братьями.
Рав Ефим Свирский
Рав Овадья Климовский
«Оцарот»