Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как понимать загадочные слова мудрецов?

Темы: Рав Реувен Куклин, Сотворение мира, Моше, Мидраш, Дарование Торы, Ангел

Отложить Отложено

Уважаемые Господа! В книге «Мидраш рассказывает» р. Моше Вейсмана (изд. Швут Ами), в мидрашах по книге ШМОТ на главу Мишпатим, я нашел следующие слова ангелов, возмущенных тем, что Тора будет отдана Ашемом Моше: «Неужели драгоценная Тора, которую Ты хранил на протяжении 974 поколений до Творения, будет теперь отдана смертным? — возражали ангелы. — Кто этот человек, что он заслужил такой дар?» О каких 974 поколениях до Творения идет тут речь? С уважением, А., Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый А.,

Мидраш, о котором Вы говорите, приводится в трактате Шабат (88а) от имени рабби Йеошуа бен-Леви. Конечно, здесь имеются в виду не «поколения» в привычном нам смысле, т.к. человек ещё не был создан, а понятие «поколение» связано именно с людьми, ведь это «совокупность людей близкого возраста, живущих в одно время» (толковый словарь Ефремова). Но большинство высказываний мудрецов в Агаде не следует понимать буквально. Они загадочны и лишь «намекают» нам на очень глубокие вещи (см. об этом Почему Творец, будучи самодостаточным, решил создать мир? ).

Смысл высказывания рабби Йеошуа проясняется с помощью другого его высказывания, которое приводится в трактате Псахим (118а). Из его слов там ясно, что Тора была дана через 26 поколений после сотворения мира. Тогда получается, что Тора была «создана» за 1000 поколений до её дарования (974 поколения до сотворения мира и 26 поколений до дарования Торы) людям. Это выражает её абсолютную отдалённость от человека — ведь «тысяча» на святом языке означает самое большое число, а «поколение» обозначает человеческое измерение: чем больше поколений сменяется, чем больше изменяется человечество, тем дальше оно от определённого события (в данном случае, дарования Торы).

В этом и был вопрос ангелов: как Б-жественная Тора может быть дана материальному человеку, далёкому от неё бесконечно?

Далее в Гмаре говорится:

Сказал Всевышний Моше: «Ответь им».

И так сказал Моше: «Владыка мира, в Торе, которую Ты даёшь мне, что написано? “Я Господь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской” (Шмот 20, 2)». Сказал он им: «Разве спускались вы в Египет, разве порабощал вас фараон? Зачем вам Тора? И ещё написано в ней: “Да не будет у тебя других богов…” (там же, 4). Разве живёте вы среди народов, которые служат идолам? И ещё что в ней написано? “Помни день субботний, чтобы святить его” (там же, 8). Разве работаете вы, чтобы вам прекращать работу?»

Смысл ответа Моше-рабейну: хотя Тора Б-жественна и бесконечно далека от человека, её цель — помочь именно человеку, существу материальному, подняться и стать более духовным (см. статью о жертвоприношениях Неужели Вы пойдете воскуривать ягненка? ).

Здесь следует процитировать слова Маараля (Тифэрет Исраэль, раздел 24): все приводимые здесь речи — и слова Всевышнего, и вопрос ангелов, и ответ Моше — не «прозвучали» в реальности. Намерение Всевышнего представлено здесь как слова Всевышнего, «позиция», которую объективно должны были занять ангелы, — как слова ангелов, «позиция», которую объективно должен был занять Моше, — как слова Моше.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим.

Материалы по теме

Что такое бар-мицва?

Рав Реувен Куклин

Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?

Врата воздаяния. О Геиноме

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.

Каково отношение евреев к неевреям?

Рав Реувен Куклин

Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его