Темы: Танах, Давид, Цари Израиля, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПомогите разобраться в следующем вопросе: готовясь оставить этот мир, Давид завещал Шломо казнить Йоава, сына Цэруйи и злословившего его Шими, сына Гейры. Что касается Шими, тут р. Шимон Грилюс прекрасно все объяснил в своих лекциях по Мегилат Эстер, что касается вины Шими и причины того, что казнь была отсрочена. А вот что касается вины и отсрочки казни Йоава, я и прошу вас объяснить. А сверх того, объясните, пожалуйста, описание «родословной» Амасы во второй книге Шмуэля 17:25 «Амаса был сыном одного человека по имени Йитра Исраэйльтянин, который вошел к Авигаил, дочери Нахаша, сестре Церуи, матери Йоава». Авигаил в этом описание и Авигаил, жена Давида, — это разные женщины?
С уважением, А.
Здравствуйте, уважаемый А.!
Йоав — неоднозначная фигура. Известно, что он был ученый человек, хотя и допустил ошибку с Амалеком, перепутав «захар» и «зехер» по вине своего учителя. Талмуд сообщает о нем также, что дом его был всегда открыт для путников, искавших ночлег. Может быть, именно поэтому, как и в случае с Шими, царь Давид решил позаботиться о его наказании в этом мире, чтобы ему, в общем-то, хорошему человеку, не пришлось страдать за свои грехи на том свете.
Два убийства царь Давид вменял Йоаву в вину: убийство Амасы и убийство Авнера.
Амаса был военачальником сына Давида, восставшего на него, — Авшалома. Однако он не был инициатором восстания, и царь Давид не держал на него зла. Наоборот, он был уверен в том, что Амаса верен ему как вновь признанному всем народом царю. Авшалому же он помогал только потому, что народ был на его стороне. Поэтому царь Давид, видя, что Йоав не подчиняется его приказам (он казнил Авшалома, хотя Давид запретил делать это), решил заменить его на посту военачальника, но сделать это незаметно — просто во время бунта Шевы бен Бихри отправил с поручением Амасу. Амаса немного запоздал с формированием армии, поскольку не хотел отрывать людей от изучения Торы, но в глазах Йова это явилось достаточной причиной, чтобы обвинить Амасу в измене. Он нагнал его в дороге и убил.
Авнер был военачальником у царя Шауля, и его царь Давид тоже очень уважал и хотел сделать своим военачальником, но Йоав убил и его, обвинив его в убийстве своего брата Асаэля. Авнер оправдывался тем, что Асаэль гнался за ним, чтобы убить его и это была всего лишь самозащита, но Йоав не принял оправданий.
Царь Давид очень разгневался на Йоава — Авнера любил и ценил весь народ, а подобное убийство бросало тень на царя Давида — ведь все помнили, как царь Шауль, сопровождаемый Авнером, преследовал его. Давиду стоило немалых усилий убедить всех, что это убийство не было инспирировано им самим.
В итоге мы видим, что все, что делал Йоав, было в его глазах справедливым и оправданным его преданностью Давиду. Но царь видел в этом также его личную заинтересованность — ведь оба убитых были военачальниками, которыми Давид хотел заменить его. Казнить Йоава через суд Сангедрина не было возможности — не было свидетелей. Казнить же его царским указом или хотя бы просто отправить в отставку Давид не смел — Йоав и Авишай, оба племянника царя, пользовались очень большим влиянием. Поэтому он завещал это сделать Шломо — тот в своей мудрости должен был найти возможность казнить Йоава и искупить его вину. Случай вскоре представился — Шломо получил косвенные, но неопровержимые подтверждения тому, что Адонияу, сын Давида, не оставил мысли захватить трон. Первая попытка была сделана им еще при жизни Давида. Йоав тоже присоединился к нему, и в этом была его ошибка — народ не поддерживал Адонияу. Поэтому, когда царь Шломо занялся наказанием участников заговора, Йоав сам понял, что ему пришел конец. Действительно, вскоре он был схвачен и казнен.
Что касается родословной Амасы, действительно, его мать Авигаиль была сестрой Давида по отцу; она не имеет отношения к Авигаиль, жене Наваля.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: И состарился царь Давид…
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Бенцион Зильбер
О каком списке законов идёт речь в книге Дварим? Царь писал их сам?
Хава Куперман
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Биографическая статья рава Р. Пятигорского про Шауля, первого царя Израиля
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?