Темы: Суббота, Овадья Климовский, Постановления мудрецов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ шаббат нельзя проходить больше чем 4 амот в решут арабим, но с остановками можно! обманываем Ашема?
Жаль, что вы остановились на такой простой теме. У нас в Торе есть масса подобных интересных моментов, когда кажется, что мы «хитрим». На самом же деле все подобные примеры легко объясняются, когда мы внимательно исследуем законодательные источники. Поступим так и на этот раз.
Начнем сначала. В Торе очень немного написано о законах Шаббата, практически никаких конкретных видов работ не названо в качестве запрещенных. Все подробности об этом мы знаем из Устной Торы. Однако перенос из одного владения в другое был выделен Торой (хотя тоже только в виде намека) специально, поскольку эта работа в глазах людей является неважной (комментарий Тосафот в трактате Шаббат). Поэтому мы не могли бы использовать логическую экстраполяцию, чтобы вывести из этого запрета другие, подобные ему, как это делается относительно остальных работ. Эти экстраполяции именуются на языке Талмуда «толадот» - как бы «порождения», вторичные запреты, вытекающие из первичного. Главной такой «толадой» запрета на перемещения из одного владения в другое является запрет на перемещение предмета на четыре локтя (амот) в «общественном владении», то есть на широкой улице.
Однако надо учесть, что у всех нарушений есть четкие определения. То есть, условия, только при наличии которых Тора нарушается, а если их нет – нет. Поясним на нашем же примере: для того, чтобы нарушить этот запрет, необходимы три действия, совершенные одним человеком: «акира» - взять предмет с места, собственно перенос, и «анаха» - положить предмет на новом месте. В «решут арабим» перенос должен быть не менее 4 амот, а если был меньше – нарушение не свершилось. Поэтому если человек, неся что-либо, останавливается чаще, чем через 4 амот, то каждый раз своей остановкой он совершает «анаха», что завершает перенос. Когда он идет снова, это уже новый перенос, который рассматривается отдельно.
Так что, как видите, никакого нарушения Торы просто нет в таком переносе. Истины ради прибавим, что наши Мудрецы, благословенной памяти, запретили переносить даже таким образом. Но в своем запрете они оставили исключение – на те случаи, в которых человек попал в безвыходное положение, оказавшись в Субботу на улице (не рассчитав время, например, чтобы дойти до дому еще перед Шаббатом) с кошельком в руках и т.п. Если возможна имущественная потеря, и рядом нет нееврея, которому можно было бы доверить ценность, то запрет Мудрецов на такую ситуацию не распространяется. Поэтому ощущения, на основе которых был задан Ваш вопрос, правильны – обычно нельзя переносить на улице (если нет «эрува» – специальной системы, превращающей квартал в закрытый участок – «решут аяхид»), но для особых ситуаций Мудрецы сделали исключение. Нарушить же Закон Торы можно только в случае угрозы для жизни.
Учите законы Субботы, их очень много!
Читайте: Шаббат – еврейская суббота
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Яков Шуб
Какое именно мясное запрещено есть с молочным?
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»
Рав Ашер Кушнир
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его