Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли гадать?

Темы: Гадание, Нохум Офман

Отложить Отложено

Здравствуйте! Я слышал о том, что мудрецы, благословенна память праведников, когда встречали ребёнка, спрашивали, что он сегодня выучил из Торы, и мудрецы по его выученным урокам решали дела (только те дела, конечно, где у них были сомнения). А можно ли, открывая Тору или ещё какие-нибудь святые книги, открывать страницу, и там, куда падает взгляд, есть ответ на вопрос (конечно, по тому делу, в котором есть сомнения, но не относительно заповедей Торы)?

Отвечает рав Нохум Офман

Написано в Торе (Дварим 18, 13): «Будь непорочен (тамим – также целен, честен, доверчив) пред Господом, Б-гом твоим». Объясняет Раши: «Ходи пред Ним непорочно (честно, с доверием), и надейся на Него, и не пытайся узнать будущее, но все, что ни случится с тобой, принимай непорочно, и тогда будешь с Ним и уделом Его». Отсюда учат: запрещено «выведывать» будущее. Но в некоторых случаях есть исключения. В любом случае нельзя делать вещи, про которые не сказано в Законе, что делать их разрешено.

В Талмуде несколько раз упоминается, как говорили ребёнку: «Скажи мне стих, который ты учил». Есть спор ранних галахистов (ришоним), в какой ситуации это разрешено делать. Рамбам считает, что можно задать ребёнку вопрос, но нельзя что-либо решить или сделать на основании его ответа. Если ребёнок сказал стих, в котором содержится благословение, – это хороший знак, если же стих, содержащий проклятье, – это плохой знак. Но многие ришоним полагают, что в соответствии с ответом ребёнка можно принять некоторые решения или совершить некоторые действия/ отказаться от совершения каких-то действий. У Рамо (рабби Моше Иссерлеса) написано: «Можно сказать ребёнку: ‘Скажи мне стих, который ты учишь’» (Йорэ Дэа 179, 4).

Большинство поздних галахистов (ахароним) считают, что можно также совершить какое-либо действие в соответствии с ответом ребёнка. И объясняют это тем, что слова ребёнка являются «немного пророчеством» (кцат нэвуа – комментарий Сифтэй Коэн).

Про возможность решения вопросов на основании «гадания» по Торе, насколько мне известно, ни в Талмуде, ни в Шулхан Арухе не упоминается. В книге «Биркэй Йосеф» говорится, что можно открыть Танах и в соответствии с содержанием текста, на котором он откроется, решить, как себя вести и т.д. И называет это «попросить совета у Торы». Про другие книги, насколько мне известно, нигде ничего подобного не написано, поэтому так поступать нельзя.

Сказано в Мидраше: «Каждый, кто просит совета у мудрецов, избежит неудачи». Об этом нет никаких споров. Поэтому лучше всего вначале посоветоваться со знающим равом.

Читайте:   Гадание, колдовство, приворот - грех?

Материалы по теме


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ