Темы: Запреты, Суббота, Рав Нохум Офман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины!
Какие мелахот шаббат человек нарушает, если катается (без цели приехать) или ездит (с целью приехать) на велосипеде в Шаббат?
Спасибо,
Женя
Уважаемый Женя,
Если место, где едут, является «решут а-рабим» (общим владением), тогда, возможно, нарушается запрет переноса предметов на расстояние 4-х амот в «решут а-рабим» (и в любом случае нарушается запрет переноса из общего владения в «решут а-йахид», частное владение, когда выносят велосипед из дома на улицу).
Если место, где едут, является «кармелит» (не является ни общим, ни частным владением), то запрет мудрецов нарушается, когда выносят велосипед из дома в «кармелит», а также, возможно, нарушается запрет переноса предметов во владении «кармелит» на расстояние 4 амот. Кроме того, существует запрет мудрецов покидать «субботние пределы», то есть выходить на расстояние более 2000 амот за пределы города.
Если место, где едут, является «частным владением» (например, местом, где есть надёжный эрув – «смешение владений», специальная система, превращающая квартал в закрытый участок, «решут а-йахид»), то при езде на велосипеде не происходит нарушения запрета из Торы. Однако практически любая починка велосипеда (например, накачать шины, вернуть на место упавшую цепь) является запрещённой в субботу работой «маке бэ-патиш» («завершающего удара молотка» – завершения работы).
Есть мнение, что нет запрета ездить на велосипеде в «частном владении» (см. респонсы Рав Пэалим, Орах Хаим, часть I , симан 25), однако, по мнению большинства галахистов и, насколько мне известно, всех авторитетных раввинов нашего поколения это запрещено. Рамбан (Ваикра 23:24) пишет, что запрет «млахот» это запрещающая заповедь, а человек, который физически трудится, не нарушая запрета «млахот», нарушает предписывающую заповедь – заповедь субботнего покоя. По мнению Циц Элиэзер (21, 27) езда на велосипеде также является нарушением этой заповеди. По другим мнениям езда является нарушением запрета мудрецов совершать «будничные действия». Кроме того, по многим мнениям, запрещено ездить на велосипеде, так как мудрецы запретили совершать действия, которые могут привести к нарушению Шабата. При езде на велосипеде мы опасаемся, что, забыв про Шабат, человек может починить велосипед (например, накачать шины) или выехать за «субботние пределы».
С уважением,
Нохум Офман
Слушайте: Уроки по законам субботы
Читайте: обзор на тему Запреты Субботы
Редакция Толдот
Рав Нохум Офман
Рав Нохум Офман
А что делать, если я верю в Единого Всевышнего, какие книги я могу изучать? И как мне Ему молиться?
Рав Нохум Офман
Иногда можно. Как так?
Рав Нохум Офман
Что учат женщины?
Рав Нохум Офман
Об этом можно прочесть в Беур Алаха
Рав Нохум Офман
Это обычай Иерусалима.
Рав Нохум Офман,
из цикла «Талмуд, трактат Шаббат»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его