Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ступеньки, ведущие к синагоге, покрылись льдом. Можно ли посыпать их солью в субботу?

Темы: Эрув, Суббота, Опасность, Яков Шуб

Отложить Отложено

У нас в городе перед Шаббатом пошел снег, за ночь он начал подтаивать, а утром был небольшой морозец, так что ступеньки к синагоге покрылись корочкой льда и было очень тяжело и опасно подыматься. Можно ли было в Шаббат посыпать их солью, чтобы не скользить?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Разрешено посыпать снег или лед солью или песком в субботу, если есть реальная опасность поскользнуться и получить травму.

Жители Эрец-Исраэль нечасто встречаются с такими проблемами, а вот на территории бывшего Советского Союза, в Европе и Америке снегопад — обыденное явление, так что вопрос актуален. Поэтому поясним вкратце этот закон.

Сначала разберем, какие галахические вопросы могут возникнуть в связи с посыпанием льда солью.

1) Вопрос: можно ли растапливать лед солью? Ведь в результате он превращается в воду…

В Трактате Шабат (51 б) сказано, что нельзя толочь снег, лед или град, чтобы получить воду. Ришоним (ранние комментаторы) объясняют этот запрет по-разному. Одни говорят, что это действие подобно «созданию» новой воды (Раши). Другие полагают, что оно подобно выжиманию, поэтому существует опасение: можно прийти к заключению, что разрешено выжимать и сок из плодов в субботу (Рамбам, Рашба, Ран). Все это актуально, только когда человек толчет лед сам. В нашем же случае после того, как снег посыпали солью, он начинает таять не сразу, а только через некоторое время. Поэтому упомянутые запреты здесь неприменимы (респонс Махазэ Элиягу 67).

Однако Сефер а-Трума говорит, что лед запрещено толочь потому, что меняется агрегатное состояние вещества (нолад), лед становится водой, которая не существовала до субботы. Основываясь на мнении Сефер а-Трума, Рамо (318:16) запрещает ставить рядом с огнем кастрюлю с застывшим жиром, который в результате растопится в тепле. Иными словами, по мнению Рамо запрещено именно изменять агрегатное состояние вещества, независимо от того, происходит это сразу же после действия или по прошествии некоторого времени. На первый взгляд, этот запрет распространяется на наш случай — растапливание снега солью.

Однако сам Рамо (318:16) отмечает, что этот запрет — устрожение закона и в случае необходимости разрешено не учитывать мнение Сефер а-Трума. Кроме того, результат — вода, образовавшаяся при таянии снега, — практически не заметен, т.к. она сразу же впитывается в землю. А в нашем случае существует очевидная необходимость растопить лед, поэтому разрешено посыпать его солью.

2) Вопрос: не нарушается ли запрет строительства и разрушения при растапливании льда, который лежит на земле?

Маген Авраам (320:15), комментируя постановление Шулхан Аруха (320:10), разрешающее разбивать лед, чтобы добраться до воды, говорит: разрешение относится только к воде, замерзшей в сосуде. А разбивать лед, например, на речке будет запрещено, т.к. в этом случае он считается частью земли. А запрет строительства и разрушения распространяется на землю и то, что считается ее частью.

Однако другие галахические авторитеты не согласились с Маген Авраамом, т.к. обледенение является лишь временным явлением и, соответственно, лед не может считаться частью земли. Кроме того, в нашем случае лед разрушается не напрямую, а вследствие опосредованного действия (которое называется грама), т.е. он начинает таять через некоторое время после того, как его посыпали солью.

В любом случае Мишна Брура (320:36) приходит к заключению, что в случае необходимости разрешено разбивать лед и на речке. Соответственно, и в нашем случае нет проблемы в том, чтобы посыпать лед солью.

3) Вопрос: разрешено ли выносить соль и песок на улицу, чтобы посыпать лед?

Как известно, одной из 39-ти работ, запрещенных в субботу, является оцаа — перенесение предметов из одного «владения» в другое. В Эрец-Исраэль во многих местах установлен кошерный эйрув, который объединяет различные владения в одно, и, соответственно, в его границах разрешено переносить предметы в субботу. Однако опыт показывает, что в результате снежных бурь эйрув часто приходит в негодность. Поэтому прежде, чем переносить предметы в субботу как обычно, следует осведомиться у местного раввина о состоянии эйрува. За пределами Эрец-Исраэль кошерный эйрув — большая редкость.

Итак, когда мы выносим соль из дома на улицу, нарушается запрет оцаа. Если соль вынесли в общественное владение, то нарушается запрет Торы. Однако в большинстве случаев соль выносят не в общественное владение — когда посыпают, например, ступеньки, которые ведут к дому или синагоге, или дорожку во дворе. Это это не является общественным владением, поэтому выносить сюда соль — запрещено не Торой, а мудрецами.

В обычной ситуации вынести туда соль означает нарушить запрет мудрецов, как было сказано выше. Однако существует правило: мудрецы вводили свои запреты и постановления не на случай опасности. В нашем случае существует опасность, что люди поскользнутся и получат травму. Значит, на этот случай запрет мудрецов не распространяется (Шулхан Арух 308:18, Шмират шабат кэ-илхата 25:9).

4) Вопрос: можно ли выравнивать поверхность и делать ее пригодной для ходьбы?

В Гмаре (Эйрувин 104а) сказано: в Храме во время дождей сыпали соль, чтобы коаним не поскальзывались. Это было разрешено только в Храме, но не за его пределами, поскольку запреты и постановления мудрецов не распространялись на действия, которые были необходимы для Храмовой службы. Значит, т.к. мы не в Храме, существует запрет мудрецов выравнивать поверхность и делать ее пригодной для ходьбы, даже с помощью соли.

Однако, как было сказано выше, поскольку существует опасность — люди могут поскользнуться и получить травму, запрет мудрецов на этот случай не распространяется (Шмират шабат кэ-илхата 25:10, Орхот Шабат 8:79).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его