Темы: Испытание, Прогресс и Тора, Ишмаэль, Депрессия, Эйсав, Болезни
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Рав, пожалуйста, подскажите: почему сейчас в мире так много людей с депрессией и расстройствами психическими? С чем это связано с точки зрения иудаизма? Спасибо большое, N.
Здравствуйте, уважаемый N.!
Хотя психические расстройства и депрессии существовали всегда и в Торе они тоже упоминаются, Вы правы: в последнее время их становится больше. В чисто медицинском плане специалисты называют несколько факторов. Например, ухудшение качества воздуха, особенно в городах. Там живет всё больше людей, и поэтому воздух всё больше загрязняется.
Также слишком интенсивное информационное давление вкупе с частой сменой жизненных ориентиров выбивает почву из-под ног и сбивает с толку, а еще создает постоянное ощущение угрозы «отстать от жизни», попасть в «неудачники» — со всеми последствиями для эмоционального и психического состояния человека.
Можно ли найти более глубокую, духовную причину подобных трендов?
Ситуация с депрессией вообще представляется парадоксальной: ведь материальный уровень жизни высок как никогда, жизнь становится всё более комфортной и приятной. А люди всё более подавлены?
Возможно, дело в уже упоминавшейся нами смене эпох, произошедшей в последнее время. До 20 века в мире господствовал Запад, европейские державы, христианская цивилизация, ведущая свое происхождение от Эйсава. Но потом те империи рухнули, Запад утратил моральную силу и перестал быть «всегда прав». Теперь эта привилегия перешла к мусульманам, потомкам Ишмаэля.
И Эйсав, и Ишмаэль в свое время откололись и отклонились от еврейской семьи в противоположные стороны, а затем довели до крайностей свои черты. Эйсав, унаследовав от своего отца Ицхака трудолюбие и дисциплину, довел их до уровня жестокости и нетерпимости. А Ишмаэль, унаследовав от своего отца Авраама любовь и гостеприимство, довел их до уровня вседозволенности, избалованности и дикости. Соответственно и весь мир перешел в иное состояние: раньше был «мир Эйсава», отражавший его атрибуты, а теперь наступил «мир Ишмаэля».
Жизнь в «мире Эйсава» была суровой, он не балует. Количество материальных благ было ограничено, а те, что существовали, доставались очень нелегко. Человеку приходилось много трудиться ради элементарного выживания. Но люди были сильными и трудились, и терпели, особенно не жалуясь. Только по прошествии многих веков зародились реальные революционные движения, да и целью революционеров было не столько получение материальных благ, сколько достижение равенства.
А если и удавалось что-то достать, человек искренне радовался. Впрочем, главным источником радости был сам труд. Достижения. Полученное от этого удовлетворение побуждало к дальнейшему труду, к покорению новых рубежей. Эйсав — гордец, но ему и было чем гордиться. Только Б-га забывал благодарить, приписывая все достижения собственным усилиям.
В «мире Ишмаэля» человек живет со всё бОльшим комфортом. Нет предела техническим новшествам, которые на каждом этапе избавляют человека от очередной необходимости шевелить пальцами и мозгами. Человек откровенно избалован — и недоволен!
Само изобилие благ обесценивает их. Полученное от них удовольствие быстро испаряется — и человек хочет еще и еще, никогда не насыщаясь. Удобства лишили его необходимости тяжело трудиться, во многом атрофировали его физические и умственные способности. Отсюда — чувство собственной никчемности, низкая самооценка и утрата смысла жизни. Возможно, поэтому именно в комфортном и приятном мире психологическое состояние человека становится более подавленным.
К тому же в прошлом мире человек был слишком занят элементарным выживанием, и у него не было времени задумываться о том, как ему плохо. А теперь живет хорошо и может себе позволить задуматься о том… что ему плохо.
Когда человек дерется или убегает от врага, — у него бьет адреналин, он мобилизуется, его способность к активным действиям повышается. И только потом, когда опасность уже миновала и можно вздохнуть, он, бывает, «расклеивается».
Возможно, именно поэтому Тора, давая указания человеку той эпохи, в которую она была дарована, просто повелевает ему служить Б-гу с радостью. Ведь тогда жизнь была трудной — и радоваться было легко. В пик господства Эйсава, в эпоху нацизма и сталинизма, несмотря на все ужасы, от товарища можно было потребовать «больше жизни» и песней помочь ему строить.
Но сегодня надо проявлять чуткость и понимать: не всегда можно простым призывом вывести человека из депрессивного состояния и заставить его жить и радоваться. Бывает, что сначала надо вместе с ним погрустить — и в целом действовать деликатно.
Еще одной причиной большего распространения депрессии в наше время некоторые называют такие технические новшества, как компьютерные игры и соц. сети. Люди, особенно молодые, целиком в них погружаются и так изолируют себя от своего мира: друзей, близких, улицы, природы, свежего воздуха. Всё это — важные составляющие здоровой — и радостной — жизни. И раньше, несмотря на все трудности, это было людям доступно. Сегодня это тоже относительно доступно, но люди этим не пользуются, что также вызывает депрессивное состояние. Как помочь в этой области, понятно.
Другое следствие распространения этих новых технологий — упомянутое выше информационное давление и противоречивость сведений, что лишает людей определенности, приводит в смятение.
И, наконец, есть мнение, что сегодня депрессия на самом деле распространена не больше, чем в прошлом, но люди меньше стесняются раскрываться и говорить о своих проблемах. То есть, тоже больше информации — но не только технические новшества, помогающие ею делиться, но и увеличившаяся готовность людей ею делиться.
Всё это вместе тоже можно назвать атрибутом «мира Ишмаэля», у которого, в отличие от скрытного Эйсава, нет секретов и стыда. «Мир Эйсава» — спецслужбы и засекреченность, «мир Ишмаэля» — гласность, утечки информации, утрата приватности.
Впрочем, есть в каждом из этих характеров и положительный аспект: ведь если у человека реальные проблемы, их действительно лучше не заметать под ковер, а открыто обсудить с тем, кто может помочь. Только рассказывать всему миру в сети действительно необязательно.
Не забудем также о постоянной изменчивости и нестабильности мира, как мы упоминали, смене ориентиров, которая заставляет теряться и опасаться, что «отстанем», — это несомненная черта мира Ишмаэля.
Ведь стабильность и постоянство — часть упорядоченности и сдержанности Эйсава. В прошлом перемены во всех областях жизни происходили очень медленно и становились различимы только по прошествии веков. Как в обществе — его устоях, традициях и мышлении, — так и в материальной жизни.
Общество было не просто строго разделено на классы, но эта структура еще и долго сохранялась, и преобразовывалась очень постепенно. Уровень жизни многие тысячелетия оставался более-менее таким, каким был в эпоху античности, большинство технологических новшеств появились только за последние два века.
Золушка, Ромео и Джульетта — давняя классика потому, что очень долго такие сюжеты были нереальны. Человек, родившийся в определенной местности и сословии, там обычно всю жизнь и оставался.
То был мир Эйсава — твердой структуры, ограничений и контроля.
Современный же мир отличается нестабильностью и не перестает изменяться. Большинство упомянутых здесь перемен произошли в течение одного-двух веков; в последнее время каждое десятилетие можно рассматривать как отдельную эпоху. Само определение сущности сегодняшнего мира предлагается с оговоркой: еще не знаем, куда зайдут изменения в дальнейшем и каким мир предстанет не то что через век, но через какие-то пять-десять лет. И в жизни каждого человека могут произойти какие угодно повороты: и к лучшему, и к худшему.
Поэтому, с одной стороны, больше возможностей и надежд, с другой — больше опасений и разочарований. А в прошлом каждый жил спокойно на своем месте, ибо — как же иначе?
Это мир Ишмаэля — отсутствия сдержек и ограничений, потери твердой структуры и контроля.
И в этом плане нам, евреям, не приходится выбирать, в каком мире жить. Но стоит осознать: в любом типе мира, любой обстановке, перед нами ставятся свои вызовы и испытания, а также даются свои возможности. Понятно, как технологические новшества представляют собой и испытания, и возможности. Но так оно и со всеми аспектами современности, включая психические расстройства и депрессии.
В частности: большое число людей с подобными проблемами дает нам возможность тренировать качество, изначально сильное у того же Ишмаэля, — унаследованное им от Авраама милосердие. Есть о ком заботиться и кому помогать! И так — становиться хорошими людьми.
И не просто хорошими, а особенно хорошими!
Как сказано в Торе, наш праотец Яаков перед смертью попросил своего сына Йосефа организовать его похороны правильным образом и так оказать ему «милость и истину» (Берешит 47:29). Мудрецы (см. комментарий Раши[i] к этому стиху) толкуют: погребение умершего является «истинным милосердием». Ведь обычно, даже помогая другому безвозмездно, человек может в душе рассчитывать, что тот на практике будет ему обязан и когда-нибудь как-нибудь поможет. Но, оказывая милость покойному, человек знает, что тот уже никак не сможет помочь ему и даже поблагодарить его. Поэтому погребение покойного — истинное милосердие.
По этой логике, забота о человеке с психическим расстройством — во многом такое же истинное милосердие, если не больше. В зависимости от состояния «получателя». Ведь чем менее он адекватен, тем менее вероятно, что сможет как-либо отплатить за добро. Он может вообще не понимать, что ему делают добро, и соответственно не испытывать и не выражать благодарность.
Бедняк может искренне обрадоваться и сердечно поблагодарить благодетеля, и это весьма приятно для последнего и может послужить мощным стимулом его деятельности. Мертвый не отреагирует никак. Душевнобольной же может отреагировать совершенно неадекватно, а то и буйно. Так что в этом плане делать ему добро еще сложнее, чем делать добро умершему. И нужно быть воистину добрым, милосердным и терпеливым человеком, чтобы, невзирая ни на что, продолжать заботиться о душевнобольном только потому, что тот в этом нуждается (часто — сам того не понимая).
Так что продолжим стараться понять сущность современного мира, его вызовы и возможности, чтобы научиться правильно действовать в нем.
С уважением, Меир Мучник
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Меир Мучник
Единственный стимулятор чего-то интересного в моей жизни — это работа...
Рав Моше Пантелят
Ведь решения прежних поколений не всегда обязывают последующие...
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Ита Минкина
Рав Овадья Климовский
Она была соучастницей обмана?
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Берл Набутовский