Темы: Тшува, Война, 9 Ава, Машиах, Милосердие, Психология, Разрушение Храма, История, Молитва, Страх
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто делать? Повсюду сообщения о предстоящей атаке из Ирана. Говорят, что не пощадят никого и будут стрелять по мирным жителям. Более того, говорят, что атака состоится именно 9 Ава, в траурный для евреев день, чтобы добавить еще одну трагедию в историю еврейского народа. Что будет, Всевышний снова оставит нас? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Действительно, мы находимся в непростом положении. Но давайте попробуем спокойно проанализировать ситуацию. Мы знаем, что против нас готовится смертельная атака, и мы пребываем в напряженном ожидании. Иран постоянно нагнетает ситуацию и оповещает, что удар будет беспощадным и будет направлен на мирных жителей.
Однако нужно понять, что всё это — часть психологической войны. Держать всю страну в страхе и неведении, сеять панику и деморализовать общество — это цель наших врагов. Поэтому не следует поддаваться на их уловки. На протяжении своей многовековой истории еврейский народ не раз слышал угрозы о полном уничтожении, окончательном решении еврейского вопроса и т.п. И, тем не менее, мы здесь.
Существуют указания Службы тыла (Пикуд а-Ореф). Никаких изменений в указаниях в последние дни не было: учебные заведения работают в обычном режиме, количество людей, которые могут собираться в общественных местах, не ограничивается, нет и рекомендаций находиться вблизи бомбоубежища и т.п.
Но в духовном плане это также довольно интересный период. Известно, что один из 13 атрибутов Б-жественного милосердия это — Эрех Апаим (Долготерпеливый; Шмот 34:6), что означает: Всевышний сдерживает Свой гнев и не наказывает грешников сразу, а дает им время и возможность раскаяться.
В какой-то мере это применимо и к нашей ситуации: как будто бы Всевышний милосердно дает нам время, чтобы подготовиться: обдумать свои поступки и действия, раскаяться и исправить то, что необходимо, усилить изучение Торы, исполнение заповедей и молитву — и таким образом предотвратить страшную угрозу.
Более того, положение религиозного человека гораздо лучше, чем положение «просто обывателя». Представьте себе человека, который непрерывно сидит у телевизора и в интернете, а каждый канал старается максимально живописно изобразить предстоящую угрозу. Человек нервно переключает каналы и перелистывает сайты, в надежде понять, когда же точно состоится иранская атака. Такой человек находится в постоянном психологическом напряжении — и при этом у него нет никакой возможности воздействовать на ситуацию. И, если честно, большое чудо, что в таком положении он не сходит с ума.
А у нас с Вами есть надежные средства: молитва, Тэилим, изучение Торы, помощь ближнему и т.п. Это то, что дает возможность получить Б-жественную охрану — нам самим и всему еврейскому народу. Так что лучше оставить интернет и телевизор и сконцентрироваться на том, что действительно помогает.
То, что, по некоторым прогнозам (которым не всегда можно доверять), удар по Земле Израиля планируется именно на 9 Ава, это не изобретение Ирана. Это известная тактика германских нацистов, которые специально назначали свои акции на праздничные и особые дни еврейского календаря. Так они пытались уничтожить еврейский народ не только физически, но и духовно.
Действительно, 9 Ава — траурный для еврейского народа день. Означает ли это, что Всевышний в этот день оставляет нас и, не дай Б-г, к предыдущим трагедиям добавится еще одна?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к Талмуду (Бава Батра 99а). Там рассказывается о фигурах крувим (херувимов), которые находились на крышке Ковчега Завета в Святая Святых Храма. Талмуд говорит, что положение крувим не было всегда одинаковым — оно зависело от духовного состояния еврейского народа. Когда евреи выполняли волю Творца, крувим были расположены лицом друг к другу. Когда не выполняли, — крувим отворачивались друг от друга.
Талмуд (Йома 54 б) рассказывает о страшных событиях времен разрушения Второго Храма. Когда римляне ворвались к Святая Святых, они увидели крувим, которые стояли в обнимку, подобно мужу с женой. Они вынесли их на всеобщее обозрение, чтобы унизить еврейский народ: «Посмотрите, что творится у них в самом святом месте Храма!»
Возникает естественный вопрос: если, как мы узнали, расположение крувим отражает состояние отношений между еврейским народом и Всевышним, то время разрушения Храма было «максимальной точкой» их разрыва и, значит, крувим должны были бы смотреть в разные стороны? Но мы видим обратное: крувим не просто смотрели друг на друга — они стояли в обнимку!
Разрешить это противоречие нам поможет мидраш (Эйха Рабати 4). Там говорится, что тогда разрушение Храма было актом милосердия Всевышнего. Вместо того чтобы излить свой гнев на еврейский народ и уничтожить его, Всевышний в Своем великом милосердии пожалел нас и излил свой гнев на камни Храма, разрушив его.
Иными словами, даже в момент гнева любовь Творца не оставляет нас. Более того, Его любовь к еврейскому народу является настолько глубокой и сильной, что не зависит от нашего поведения и других обстоятельств. Она подобна отцовской любви: ведь даже если иногда отец вынужден наказать сына, это вовсе не означает, что он не любит сына или отвергает его.
Поэтому, как мы видим, предположение, что Всевышний оставляет нас в эти дни, неверно. Верно обратное: в этот момент раскрывается истинная глубокая любовь Всевышнего к еврейскому народу.
Более того, согласно еврейской Традиции, всё на свете имеет определенный потенциал. А человек благодаря свободе выбора, дарованной ему Всевышним, может реализовать этот потенциал, делая добро или, не дай Б-г, наоборот.
Это же верно и в отношении времени. Отметим: чем больше потенциал, тем значительнее и его проявление. До сих пор мы видели, что потенциал 9 Ава проявлялся негативно.
Однако мы знаем, что у этого дня есть и положительный потенциал. Так, например, согласно еврейской Традиции, Машиах должен родиться именно 9 Ава. Только иногда великий положительный потенциал бывает специально скрыт под «негативной» оболочкой — и нужно приложить усилия, чтобы избавиться от этой оболочки.
Так и день 9 Ава сам по себе не несет ничего негативного. А во всём, что происходило в этот день (хотя до сих пор это были трагические события), заложен потенциал развиться, в конечном счете, во что-то положительное — такого же масштаба и даже больше.
Говорят пророки Захария (8:19): «Так сказал Господь Цваот: пост четвертого (месяца) и пост пятого (9 Ава), и пост десятого будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите» и Ирмияу (31:12): «Тогда возвеселится дева в хороводе, юноши и старцы — вместе; и превращу Я скорбь их в веселье, и утешу Я их, и порадую Я их после горести их».
Так что многое в наших руках!
Пусть Всевышний и далее оберегает и хранит Свой народ.
С уважением, Яков Шуб
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Реувен Куклин
Я долго думал, размышлял и пришел к выводу…
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Михаэль Солганик
Рав Ицхак Зильбер
Лекция по аспектам поста девятого ава
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?