Темы: Разум, Духовность, Рав Ашер Кушнир, Материальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, помогите понять один важный термин, звучащий отовсюду, но все вкладывают в него «свой» смысл. Этот термин — «духовность». Часто слышу, как люди разных профессий применяют этот термин к своим областям: музыканты говорят, мол, какая бездуховная музыка, поэты говорят, мол, какая нынче бездуховная поэзия и т.д. Вопрос: 1. Что на самом деле подразумевает термин «духовность»? 2. Применим ли он к музыке, поэзии, творчеству или — только к человеку? Спасибо Вам. Антон
Уважаемый Антон!
Вы поднимаете тему, в понимании которой действительно существует большая путаница.
В мире принято практически всё, что не связано с плотскими потребностями человека, относить к духовности. Поэтому чтение книги, прослушивание музыки, посещение кино и театра, увлечение искусством в целом и даже, порой, путешествия и просто культурно проведённое время многие рассматривают как примеры духовной жизни.
Может быть, с точки зрения семантики такое разделение между сугубо плотским и неплотским оправдано, но, по сути, к описанию истинной духовности отношения не имеет.
Дело в том, что вышеперечисленные примеры «духовности» — не более чем удовлетворение разных потребности души. То есть, как тело требует удовлетворения своих физиологических потребностей, так и наличие «физиологии» чувств и эмоций, воображения и разума требует своей «пищи».
К примеру, интересная и живая беседа доставляет радость не телу, а душе, тем не менее, это — не более чем удовлетворение эмоциональных потребностей человека. Так же и увлекательные фильмы, театральные представления, «интернетные» удовольствия удовлетворяют потребности развитого воображения. Казалось бы, мыслительная активность, типа решения задач, игры в шахматы, разгадывания ребусов и кроссвордов и тому подобного — духовна, тем не менее, и в этом всего лишь проявляется естественная потребность разума в присущем ему роде деятельности.
Так в чём же истинная духовность?
В общем — в области столкновения духовного и материального. В частности — там, где разум производит усилие, чтобы перебороть леность мысли, слепые желания воображения, чувств и тела. Только там, где, вопреки всем душевным силам, разум не теряет контроль, а ведёт человека к определённой цели, там и создаётся духовность, построенная собственным усилием.
Поэтому, в отличие от действия потребления, действие производящее, то есть, сама творческая деятельность и её результат — духовны. По этой причине музыка, поэзия, проза могут быть более «духовными» и менее «духовными», в зависимости от меры усилий и реализации таланта, в них вложенных.
Но что касается самих творческих людей, то их можно назвать людьми духовными условно, только в момент «творческих мук». А вот в остальное время, как это раскрывают их биографии и автобиографии, они мало чем отличаются от обыкновенных, приземлённых людей.
Чтобы быть человеком духовным, требуется жить духовной жизнью. Но для этого необходимо понять, в чём она состоит, то есть, знать секрет духовной жизни.
Ведь человеческая мысль, ощущая величие духовного и низость телесного, может прийти к выводу, что телесные желания — это зло и что духовная жизнь обязывает подавлять телесность. Поэтому идеал всех истинно ищущих духовности — аскетизм, уединение в горах и лесах, жизнь отшельника в монастыре. И это максимум, что человек смог бы постичь своим умом.
Но Творец приготовил для человека совершенно другую возможность духовного развития, как ни странно, используя именно мир материальный.
Как описывает РАМХАЛЬ в книге Дэрех а-Шем, чтобы человек мог постичь духовность материального мира, Творец установил ему границы и порядки в его использовании. Все прелести этого мира будут раскрыты, но не всё дозволено. Будет хотеться всего, но добро принесёт только часть, то, что надо, а не то, что хочется. И тогда, если человек примет это правило и будет действовать в границах и согласно порядкам, которые установил Творец, то такое телесное действие, даже само по себе, будет создавать духовность. Тем более, если этому будет сопутствовать должное осмысленное намерение. Границы и порядки — это заповеди Творца, запрещающие и повелевающие.
Поэтому еврей, скрупулёзно соблюдающий предписания Творца, живёт настоящей духовной жизнью. Исполнение заповедей требует духовного контроля в действии, в ощущении и в намерении. Ежедневная молитва требует огромных усилий концентрации внимания. Изучение Торы оттачивает разум, очищает его от примесей духовной нечистоты, освобождает от предвзятостей телесных желаний и всецело направленно на развитие чистой духовности.
Несомненно, легче развить свою духовность, живя отшельником, но гораздо сложнее этого добиться, находясь в рутине жизни среди людей, в быту, с семьёй, за едой. И именно это Творец нам повелевает — жить духовно в мире материальном. В этом секрет духовности, и к такой жизни надо стремиться.
Всех Вам благ.
С уважением, Ашер Кушнир
Читайте также: тема Духовное развитие человека
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Ашер Кушнир
Почему вы лезете в нашу жизнь?
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Не Б-г уходит от нас, а мы прячемся от Него за закрытыми дверьми. Какова природа этих дверей? Где и в какой области мы строим между Ним и собой экраны?