Темы: Злословие, Ассимиляция, Иврит, Египет, Разврат, Связь с Творцом, Египетское рабство, Святой язык
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, уважаемые раввины. У меня возник вопрос. Праотцы Авраам, Ицхак и Яков общались с Богом. Они обладали святостью и духовностью. Между прочим, и весь еврейский народ раньше и сейчас был связан с Всевышним. А при приходе в Египет, в этом трудном рабстве — как наш прекрасный народ (я говорю «наш», потому что хочу принять Иудаизм, присоединиться к еврейскому народу, очень люблю евреев, уважаю и восхищаюсь ими и хочу стать евреем) хранил веру, самобытность? Какая была традиция? Или, может быть, были некие письменные источники? Спасибо большое, тода. С уважением, Артем
Здравствуйте, уважаемый Артем!
Спасибо за теплые слова.
Наши мудрецы не раз упоминали о том, что евреям удалось выйти из Египта в награду за четыре заслуги: за то, что они не поменяли свои имена, не поменяли свой язык, не злословили друг о друге (не доносили друг на друга) и не предавались разврату (избегали случайных связей).
Вероятно, здесь мудрецы перечислили все условия, необходимые для того, чтобы народ сохранил свою национальную идентичность на чужбине. Четыре эти заслуги помогли евреям в Египте сохраниться как народу, не ассимилироваться и дождаться освобождения.
Давайте попробуем чуть лучше понять эти условия.
«Не поменяли своим имена» — не отказались от своей идентичности, не боялись называться евреями.
«Не поменяли свой язык» — общий язык как один из самых важных признаков народа, безусловно, необходим для сохранения единства народа, тем более — когда этот народ не объединен общей территорией.
«Не злословили друг о друге» — держались вместе и не выдавали друг друга, относились друг к другу как к братьям, членам одной семьи, что, без сомнения, помогло им избежать ассимиляции.
«Не предавались разврату» — иными словами, хранили супружескую верность и не смешивались с другими народами.
Думаю, и в наше время эти четыре заслуги хранят еврейский народ от ассимиляции. И пока мы соблюдаем эти условия: не отказываемся от своего еврейства, не забываем свой язык — язык Торы и молитвы, сохраняем между собой дружеские отношения и бережем святость союза обрезания, не смешиваясь с другими народами, у нас остается надежда сохраниться как единый народ, даже если находимся на чужбине.
Так вкратце я хотел бы ответить на Ваш вопрос. Но еще подумалось: как исполнение этих четырех условий необходимо народу в целом, так необходимо оно и каждому отдельному человеку — для того, чтобы сохранить собственную идентичность и не «раствориться» среди других людей, не потерять себя.
Попробую пояснить, что имею в виду.
Для начала скажем, что человеку просто необходимо «не менять своего имени», то есть не отказаться от собственного «я» (слово «имя» на святом языке означает также «сущность», «суть именуемого объекта»). Эта исключительность его личности, ее уникальность, непохожесть на другие, по сути, и является тем, что связывает человека с Источником его существования. И чрезвычайно важно не забыть о ней и не потерять в суматохе будней.
Очень важно также «не потерять свой язык», то есть способность мыслить и выражать свои мысли. Язык, несомненно, отражает душу человека. Установлена тесная связь между интеллектуальным уровнем человека и его речью. Эта связь настолько значима, что человека разумного, по сути, можно было бы назвать «человеком говорящим».
И действительно, способность к самовыражению при общении с себе подобными является уникальным свойством человека, этого нет у других живых существ. Иными словами, чтобы не потерять человеческий облик, нам необходимо заниматься интеллектуальным трудом — думать, говорить, писать, рассуждать.
Такой интеллектуальный труд незаменим для поддержания духовного здоровья человека точно так же, как физические упражнения — для поддержания здоровья телесного. Тем более что без этой работы человек не сможет подойти к конечной цели своего земного существования — сохранению собственного «я» после смерти материальной оболочки — своего физического тела.
«Не злословить друг о друге» — в моих глазах это условие, по сути, является продолжением предыдущего. Поскольку, как мы упомянули, речь человека напрямую связана с его духовным миром, тот, кто оскверняет свою речь, — оскверняет свою душу. Впрочем, возможно, отказ от злословия поможет поддерживать дружеские отношения между людьми. И действительно, человек, пребывающий в мире с самим собой, может оставаться в мире и с окружающими.
И, наконец, «не предаваться разврату». Инстинкт этот, безусловно, является не только самым сильным среди человеческих инстинктов, но и самым разрушительным: тот, кто неразборчив в связях, неуклонно разрушается как личность.
Не случайно и Тора, и мудрецы наложили на нас всевозможные ограничения в этой сфере, разрешив только такие отношения, которые необходимы для поддержания гармонии в семье и для рождения детей. Сама Тора завершает список запрещенных связей словами: «святы будьте!» (Ваикра 19:2). Подразумевается, что достичь святости может лишь человек, способный контролировать в себе это сильнейшее телесное побуждение.
Думаю, таким образом можно понять слова наших мудрецов, и если мы поняли их верно, то получим краткое руководство по духовному росту и гармоничному развитию личности, и пусть это краткое руководство и будет нашей наградой.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Бенцион Зильбер
Ответ р. Бен-Циона Зильбера на вопрос, может ли еврей жениться на нееврейке.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Меир Мучник
Как могут идеи передаваться по наследству?
Рав Яков Шуб
Зачем надо учить иврит? Изучение иврита — самоцель? А грамматика зачем нужна, ведь главное — понимать смысл? Изучение иврита — самостоятельная заповедь? Почему погибли Надав и Авиу?
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Бенцион Зильбер
Я бы давно вернулся к еврейскому народу, если бы мог подтвердить своё происхождение, но документов нет. Что делать?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?