Темы: Раскаяние, Прощение, Моше Гекрайтер, Отношения между людьми, Воровство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины,
У меня очень тяжёлый вопрос. Много лет назад я взял у какого-то человека вещь (можно сказать, что украл) без его разрешения и знаю, что этот человек очень мучился, не находя эту вещь. В последнее время я очень изменился и, в том числе, отдал эту вещь незаметно этому человеку. Конечно, я очень переживаю, что взял (украл) вещь у этого человека. Должен ли я просить у него прощения, если я уже вернул вещь и раскаялся? Сказать ему об этом ужасно стыдно.
С уважением, Е.М.
Уважаемый Е.М.!
Ваш вопрос заставляет ещё раз вспомнить, как важно нам всем обдумывать свои поступки и слова, сколько боли и вреда они могут принести тем, кто нас окружает и как тяжело исправить уже совершённое. Вы пишете, что пострадавший человек очень мучился. Поэтому, несмотря на то, что Вы вернули украденную вещь, нужно получить его прощение.
Известно мнение основоположника учения Мусар (учения о самосовершенствовании) Рава Исраэля Салантера, что если для того, чтобы получить прощение, нужно причинить боль тому, у кого просят, или, тем более, стыд, делать этого нельзя. Т.е., возможно, пострадавшему, будет неприятно или неудобно, если Вы расскажете ему обо всём и попросите прощения лично. Поэтому в Вашей ситуации можно послать надёжного человека, который, не называя Вашего имени, попросит прощения.
Например, в такой форме: «Я знаю человека, укравшего у тебя эту вещь. Ему очень больно за этот поступок, он искренне раскаялся и просит от всего сердца, чтобы ты его простил».
Если нет такого человека, то просто напишите сами письмо в искренней форме, не подписывая имени, можете попросить послать ответ на какой-то почтовый ящик, хотя это нужно только для Вашего успокоения. Главное, напишите подробно о Вашем чистосердечном раскаянии, о том, как Вам больно и неприятно то, что Ваш поступок причинил ему такое мучение. Искренне желаю Вам удачи.
С уважением,
Моше Гекрайтер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.
Редакция Толдот
Рав Михаэль Солганик
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Ашер Кушнир
У нас беда. Мы обнаружили, что наш сын ворует.
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Толдот Йешурун
Руководитель ешивы Толдот Йешурун и крупнейшего русскоязычного гмаха.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ