Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как научиться радоваться за людей?

Темы: Успех, Предназначение, Работа, Самооценка, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Как прийти к гармонии с самим собой и научиться радоваться за людей?

Когда гляжу на успехи своих друзей и знакомых, в груди сидит «паскудное» чувство — не зависти, а разочарования в самом себе, ощущения того, что я недостоин даже половины от их успехов и обречен остаться на мертвой точке, в которой стою сейчас, пока другие собирают все сливки.

Я не злой человек, не алкоголик и не лентяй, ждущий, когда яблоко упадет ему в рот, я стараюсь всегда что-то делать и не сидеть без дела, но, как мне кажется, все мои успехи меркнут по сравнению с другими, как ни старайся.

Я понимаю, что неправильно себя веду, смотря на чужое поле с урожаем. Утешаю себя мыслью, что на всё воля Всевышнего, что мое время еще придет. Но трудно искренне радоваться за успехи других, когда в душе тебя жрет мысль, что ты никчемен, обречен «остаться на обочине», пока другие имеют свое место под солнцем.

Чему нас учит Тора в таком случае? Как мне быть? Заранее благодарю за ответ. С уважением, N.

Отвечает рав Леви Ицхак Риц

Уважаемый N., здравствуйте.

Хотя Ваш вопрос и начинается с того, как научиться радоваться за людей, судя по тому, как Вы описываете ситуацию (сверяете себя с другими), — восприятие себя и других людей является здесь одной из основных проблем. Обычно такие вопросы лучше обсуждать со специалистами, например, по эмоциональной терапии. Но поскольку Вы задаете вопрос и о подходе Торы, с Вашего позволения обсудим это вкратце.

В недельной главе Шофтим приводится несколько заповедей, которые на первый взгляд не связаны друг с другом. Так, после запрета обращаться к различным колдунам, Тора предписывает: «Будь непорочен (тамим[i]) пред Господом, Б-гом твоим» (Дварим 18:13).

Есть несколько комментаторских подходов к этой заповеди, которые дополняют друг друга и «сливаются в одно». Так, Ункелос[ii] пишет, что вера в Б-га должна быть непорочна. Раши[iii] (а вслед за ним и Рамбан[iv]) комментирует: «Ходи с Ним в непорочности и уповай на Него, и не старайся предугадать будущее, но всё, что произойдет с тобой, прими в непорочности (бесхитростно), и тогда ты будешь с Ним и Его уделом». (Т. е. если будешь непорочен, бесхитростен, ты будешь с Ним, как сказано о Hoaxe: «Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих: пред Б-гом ходил Ноах» — Берешит 6:9).

Рамбам[v] же указывает на целостность интеллекта и непорочность разума (Ильхот Авода Зара — Законы об идолопоклонстве 11:16):

«И все эти дела (то есть магические практики) — ложь и обман, которыми первоначально идолопоклонники обманывали языческие народы, чтобы вести их за собой. Не подобает евреям, мудрецам изощренным (изучением Традиции), интересоваться такими бессмысленными вещами и считать, что в них есть какая-то польза, как сказано (подразумевается) в Бемидбар 23:23: “Ведь нет ворожбы в Яакове и нет магии в Исраэле”. И сказано (Дварим 18:14): “Ибо народы эти, которые ты изгоняешь, волхвов и кудесников слушают они; а тебе не то дал Господь, Б-г твой”. Каждый, кто верит в эти и им подобные предметы и рассчитывает в сердце своем, что они истинны и являются проявлением мудрости, но Тора их запретила, принадлежит лишь к глупцам и лишенным рассуждения… Однако те, кто мудр и обладает совершенным рассудком, будут знать благодаря очевидным доказательствам, что все эти дела, которые Тора запретила, являются не мудростью, а пустотой и суетой, которые привлекательны для людей, лишенных рассудка, оставляющих ради них (магических практик) все истинные пути. И поэтому сказала Тора, предостерегая от всех этих пустых дел (Дварим 18:13): “Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим”».

Таким образом, Рамбам объясняет эту заповедь как требование непорочности в вере, вытекающей из совершенства интеллекта.

Все три комментария «сливаются воедино», так как исходят из принципа свободы выбора. Нет возможности знать, что будет, т.к. человек может поступить по своему усмотрению. Это необходимо понимать, и такова наша вера: что Творец создал человека и дал ему силы для действий. И, конечно, нет возможности обмануть Творца.

С другой стороны, Тора говорит о лжесвидетелях, которые решили погубить кого-либо (Дварим 19:16-21):

«Если выступит свидетель злонамеренный против кого-либо, чтобы свидетельствовать о нем злое, То пусть предстанут оба этих человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и судей, которые будут в те дни. И если судьи расследовали хорошо и оказалось: свидетель этот — ложный свидетель, ложно свидетельствовал он против брата своего, То сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и искорени зло из среды твоей. А остальные услышат и убоятся, и не станут более делать такого зла в среде твоей».

Речь идет о ситуации, когда имеются свидетельства двух свидетелей, которые, конечно, прошли проверки и дознание. Эти свидетельства рассматриваются как абсолютно верные, и на их основании выносится решение суда. Если же приходят другие два свидетели и сообщают, что первые два не могли быть свидетелями происшествия, т.к. находились в другом месте, то первых двоих объявляют лжесвидетелями.

Тора предписывает вынести лжесвидетелям тот приговор, под который они хотели «подвести» безвинно оклеветанного. Если же невиновного, не дай Б-г, уже казнили (например, сочтя виновным в убийстве), т.е. приговор уже был приведен в исполнение, то действует следующее правило (Раши): сделайте ему то, что он злоумышлял. А не то, что сделал. Основываясь на этом, наши мудрецы сказали: «Если казнили (подсудимого раньше, чем установили, что они лжесвидетели), их смерти не предают» (Макот 5 б).

Это страшная несправедливость, ведь лжесвидетели добились казни невиновного. Возможно, суды приговаривали их к какому-то наказанию, но Тора не предписывает их казнить. Почему? Прежде всего, наказание есть искупление, и отсутствие наказания в данном случае указывает на то, что преступление этих лжесвидетелей искупить нельзя и нет у них доли в Будущем мире. Даже если суд решит их казнить в качестве «превентивной меры», ради искупления их вины.

Рамбан же объясняет это следующим образом (комментарий к Дварим 19:19):

«(В случае), когда придут двое и засвидетельствуют, что Реувен убил человека, а (затем) придут двое других и докажут, что первые двое были лжесвидетелями, повелела Тора, чтобы (лжесвидетелей) казнили, потому что это случилось (злоумышление открылось) благодаря невиновности Реувена, который был чист и праведен.

Если бы он был нечестивцем, заслуживающим казни, Всевышний не спас бы его от руки суда, как сказано (Шмот 23:7): “…ибо Я не оправдаю виновного”.

Но если Реувена (уже успели) казнить, то следует полагать: всё, что сообщили о нем первые свидетели, было правдой, он был казнен за свой грех. А если бы он был невиновен, Всевышний не оставил бы его в их (судей) руках, как сказано (Тэилим 37:33): “Господь не оставит его (праведника) в руке его (нечестивого) и не (даст) обвинить на суде его”».

Человек, заслуживающий казни в глазах Творца, вполне может быть оправдан земным судом, поэтому здесь может идти речь о судебной ошибке. Тогда основной смысл этого комментария (Рамбан в конце говорит об этом как о тайне) в том, что один из механизмов, с помощью которых Творец управляет миром, — ошибка…

По этой причине и Аризаль[vi] толкует название месяца Элул (אלול) как аббревиатуру: ина лэ-ядо вэ-самти лэха (אנה לידו ושמתי לך) — « а Б-г подвел ему под руку». Это часть стиха в Шмот (21:13), где речь идет о невольном убийце: «Но если кто не злоумышлял, а Б-г подвел ему под руку (убийство), то Я тебе назначу место, куда ему убежать».

Так, мы видим две оси: свобода выбора и полная предопределенность, управление Творца ВСЕМИ событиями этого мира. Важно помнить, что и ошибки происходят по воле Творца, и далеко не всё зависит от нас. Но это — лишь постфактум, когда события уже произошли.

Царь Давид говорит (Тэилим 16:8): «Представляю Господа пред собой всегда». Не людей, на которых обычно ориентируется человек, а Творца. Нет ни одного творения, которое было сотворено просто так, без причины. Всему Б-г дал смысл, цель и силы для ее достижения.

Поэтому как человек верит в Б-га, благословенно имя Его, так он должен поверить в себя (раби Цадок а-Коэн из Люблина[vii]). С этим пониманием надо действовать в этом мире и улучшать его — это происходит, когда мы осуществляем цели, поставленные перед нами Б-гом. И, конечно, нет возможности утверждать, что человек недостоин какого-либо блага. Но нельзя и забывать, что не всё в наших руках, а что-то из того, что мы страстно желаем, может нам и повредить, если желание осуществится. Об этом важно помнить в те моменты, когда хочется поднять руки, и вместо этого — продолжать идти вперед с теми силами, которые нам дал Творец.

С уважением, Леви-Ицхак Риц


[i] Это слово означает также «целостен», «прост» (даже «наивен»).

[ii] Ункелос (Ункулос, Онкелос; годы жизни приблизительно:3790-3910 / 39-150, Рим, Эрец-Исраэль) — праведный гер, переводчик Торы на арамейский язык (а по некоторым версиям, также и на древнегреческий).

[iii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[iv] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[v] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[vi] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

[vii] Раби Цадок бар-Яаков а-Коэн Рабинович (раби Цадок а-Коэн; 5583-5660 / 1823-1900, Белоруссия, Польша) — выдающийся хасидский наставник.

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше