Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Домашние дела должны быть на последнем месте?

Темы: Мудрость, Шломо, Мишлей, Изучение Торы, Работа, Организация быта, Цари Израиля, Комментарии

Отложить Отложено

Мир вам, уважаемые равы. Читая книгу Мишлей (Притчи), давно озадачен текстом 24:27: «Соверши дела твои вне дома и приготовь их на поле, затем и устрой дом твой». Читается ли этот текст в контексте или это отдельная мудрая мысль Шломо? Как понять эту мудрость? Это ежедневный подход к своим делам или намёк на то, что дела в доме — на последнем месте? Благодарю за ответ. Павел

Отвечает рав Леви Ицхак Риц

Уважаемый Павел, здравствуйте.

Благодарю Вас за вопрос, и для ответа предлагаю сначала разобраться в значении самой книги Мишлей — Притчей царя Шломо.

Мишлей — одна из книг раздела Ктувим (Писаний), входящего в корпус Танаха. Т.е. эта книга равнозначима другим текстам Танаха (при этом, конечно, первенство принадлежит самой Торе — Пятикнижию, — данной Творцом на горе Синай и переданной нам Моше).

Исходя из этого, следует рассматривать Мишлей не как сборник мудрых изречений, но как священный текст, написанный благодаря духу пророчества (точнее, на пророческом уровне руах а-Кодеш). Т.е. всё сказанное в ней — сказано пророком по воле Творца.

О том, что царь Шломо был пророком, говорится в Талмуде (Сота 48 б). Там обсуждаются слова мишны (9:12): «С тех пор, как умерли первые пророки, перестали действовать Урим вэ-Тумим». Гмара задает вопрос: кто такие первые пророки? Рав Уна[i] перечисляет: это Давид, Шмуэль и Шломо, после их смерти Урим вэ-Тумим больше не использовались.

И в талмудическом трактате Нида (3 б) слова царя Шломо приводятся вместе со словами других пророков — так как он является одним из них. Это же следует из книги Млахим (I 3:5) и др. Этот вопрос разбирает уже Рамбам[ii] в своем философском труде «Морэ Невухим» (ч. 2, гл. 45), рассматривая понятие руах а-Кодеш.

На основании сказанного мы можем утверждать, что слова книги Мишлей актуальны всегда — так же, как актуальны и другие тексты Танаха, несмотря на изменчивость человеческого существования. Этот принцип приводится в Барайте[iii] (Мегила 14а):

Множество пророков явилось в еврейском народе, их число вдвое превышало число евреев, вышедших из Египта. Но записана была лишь часть пророчеств, потому что в Танахе сохранены только те пророчества, которые имеют значение для будущих поколений. А то, что не было нужно, так как не имело отношения к последующим поколениям, записано не было.

(Следовательно, пятьдесят пять пророков, чьи слова сохранены в Танахе, не были единственными пророками еврейского народа, но именно их пророчества были записаны, так как послания, содержавшиеся в них, были вечными).

Таким образом, слова книги Мишлей можно рассматривать по-разному, но чаще всего — в контексте, как единый посыл. А при выделении из контекста — как «самостоятельную единицу», доносящую определенную мысль.

В последнем случае возможно большее количество интерпретаций — в зависимости от читателя и окружающего мира, т.е. мы пытаемся понять мысль, которую до нас доносит текст сегодня, и одновременно — смысл, который был более актуален в предыдущих поколениях. В этом случае первенство принадлежит комментариям танаев и амораев — мудрецов Мишны и Талмуда, т.к. им передана вся мудрость Торы. Но возможны и другие комментарии — при условии, что они не противоречат Торе и не подразумевают изменения религиозной практики.

В тосефте[iv], которая приводится в трактате Сота (44а), мы находим пример подобного комментирования. Мудрецы обсуждают следующие стихи Торы (Дварим 20:5-7):

«…кто построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не обновил его; И тот, кто насадил виноградник и не почал его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не почал его. И тот, кто обручился с женщиною и не взял ее, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и кто-нибудь другой не взял ее».

И комментируют: сказано «кто построил», «кто насадил», «кто обручился». Учит Тора правильному поведению: пусть (сначала) построит человек дом и насадит виноградник, а потом женится. И так же сказал Шломо в мудрости своей (Мишлей 24:27): «Соверши дела свои вне дома и приготовь их на поле, затем и устрой дом свой». «Соверши дела свои вне дома» — это (построй) дом; «и приготовь их на поле» — это (насади) виноградник; «затем и устрой дом свой» — это (обзаведись) женой.

Альтернативный комментарий мудрецов выводит из этого стиха порядок изучения Торы: «Соверши дела свои вне дома» — это (изучи) ПисьменнуюТору — Танах. «…и приготовь их на поле» — это (изучи) Мишну. «…затем и устрой дом свой» — это изучение Талмуда, анализ и выведение законов.

Следующий альтернативный комментарий: «Соверши дела свои вне дома» — это изучение Танаха и Мишны. «…и приготовь их на поле» — это изучение Талмуда. «…затем и устрой дом свой» — это добрые дела.

Раби Элиэзер, сын раби Йосэя а-Глили[v] говорит: «Соверши дела свои вне дома» — это изучение Танаха, Мишны и Талмуда. «…и приготовь их на поле» — это добрые дела. «…затем и устрой дом свой» — толкуй Тору и получай награду. (Получение награды возможно только после предыдущих шагов).

Раши[vi] цитирует два первых толкования из этой тосефты, хотя больше склоняется к первому комментарию. Есть и другое объяснение. Ральбаг[vii] считает, что «совершение дел своих вне дома» и «приготовление их на поле» — это работа с материальным, изучение наук о физическом мире, что поможет человеку в «строительстве дома своего» — интеллектуальных изыскания в области метафизики.

С уважением, Леви-Ицхак Риц


[i] Рав Уна (3976-4057 / 216-297) — вавилонский аморай (мудрец Талмуда) второго поколения, глава знаменитой ешивы в Суре.

[ii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[iii]Барайта или брайта (арам. «внешняя») — галахическое положение или агада, которые не были включены в Мишну, кодифицированную раби Йеудой а-Наси.

[iv] Сборник барайтот: часть барайтот была записана раби Хией, другая часть — его ближайшим учеником раби Ошаей бар-Хама. В трактате Хулин (141) указано, что «любая барайта, которую не редактировали раби Хия и раби Ошая, недостаточно достоверна и не может служить доказательством при законодательном обсуждении». Составленный ими сборник барайтот получил название Тосефта (дополнение, в данном случае — к Мишне; и каждая барайта этого сборника также называется тосефтой).

[v] Раби Йосэй а-Глили — выдающийся танай (мудрец Мишны) из Явне, принадлежал к третьему поколению танаев, был младшим современником Раби Акивы, раби Элазара бен-Азарьи и раби Тарфона. Раби Элиэзер из Оши— его сын, принадлежал к четвертому поколению мудрецов Мишны после восстания Бар-Кохбы, ученик Раби Акивы.

[vi] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[vii] Раби Леви бар-Гершом (Ральбаг; 5048-5130 / 1288-1370, Прованс — Авиньон) — выдающийся философ и комментатор Писания, а также ученый — астроном и врач.

Материалы по теме


Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше