Темы: Запреты, Скромность, Праздники, Пост, Заповеди, Прощение, Искупление, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУзнал, что в пост Йом-Кипура нельзя даже рот полоскать после чистки зубов. Я вот не пойму: а зачем такие предписания? Какая от них духовная польза? Неужели они сделают человека лучше, добрее?
Мне все эти предписания напоминают языческие суеверия, когда даже нельзя садиться на углу стола, а то жены не будет. Как говорит моя мать, с такими суевериями лучше заранее в гроб лечь и ждать смерти, чтобы случайно не нарушить все эти запреты. Языческие суеверия в огромных количествах отвлекают человека от главного — заботиться о моральной стороне своей жизни.
Вопрос: разве все эти предписания, которые соблюдаются иудеями, не отвлекают внимание иудея от действительно важных вещей? Я еще понимаю запрет на работу в день субботний, но чтобы аж рот полоскать нельзя — это уже слишком. Мыться даже нельзя. А если я случайно в грязь упаду? На улицу не выходи? Разве Всевышний хочет, чтобы мы в Его праздники думали о таких мелочах, вместо того чтобы посвятить время духовному росту? Неужели полоскание зубов мешает этому? А всё время думать о том, чтобы не нарушить предписания, не мешает? Владислав
Шалом, Владислав.
Есть мудрая немецкая пословица, смысл которой: чтобы правильно сформулировать вопрос, надо сначала ответить на половину этого вопроса.
На протяжении тысячелетий люди верили в высшие силы, разного рода божества, и целью философии было — сделать понятие о Б-ге доступным для человека, рассказать о Б-ге в форме, понятной тем, кто обладает физическим телом, так как реальность Б-га не может быть постигнута полностью. И вообще вопрос о высших силах занимал и занимает человечество. Вспомним, например, о Сартре, который сказал о себе, что он настолько погружен в Бога, что во всем видит Его отсутствие.
Само религиозное богослужение включает в себя тексты, содержащие «теорию», и ритуальные действия, которые изменяются от культуры к культуре. Чем отличается религия евреев? Евреи в Земле Израиля во времена Тита придерживались религии, которая позже будет названа еврейской религией или — более коротко — иудаизмом. Это религия, основная идея которой обычно понимается как строгий монотеизм, единобожие. Кроме того, известно, что она также является религией Закона, которая требует от своих последователей выполнения одних действий и воздержания от других.
Конечно, у каждого действия есть определенная цель, к этому мы вернемся позже.
Рене Декарт сравнивает Творца с часовым мастером, который однажды изготовил часы — и с тех пор они функционируют по заложенным в них законам, без вмешательства мастера. Так и Творец, полагает Декарт, однажды создав мир, больше не вмешивается в жизнь этого мира. Науке дана сила познавать мир, поскольку законы природы неизменны. Подобный подход называется на нашем языке деизмом. (Наряду с ним существует пантеизм, отождествляющий Бога с природой).
Исследования философов продолжаются кантовской критикой разума и чистой науки, согласно которой человек имеет право обсуждать и критически рассматривать любой вопрос — и отсюда вытекает изменение отношения к религиозным учреждениям и их ритуальным действиям. Секуляризация общества в 19 и 20 веках во многом способствовала заявленному разделению веры и ритуала, веры и религии.
Поэтому я хотел бы сформулировать Ваш вопрос иначе: «Человек, который верит, в сердце которого пульсирует дух веры, не нуждается во внешних действиях? И, наоборот, тот, кто заботится о каждой детали чисто внешнего богослужения, живет только обрядом, но не имеет пламенной веры, которая и должна приближать его к Богу, — на самом деле к Богу не приближается?»
Известный психоаналитик Жан-Бертран Понталис задавался этим вопросом в своей книге «Fenêtres» (Окна): что предпочесть — «главенство буквы» или плоть?
Предполагаю, что Вы упомянули суеверия и язычество, потому что знаете, как иудаизм относится к этим предметам.
Теперь, когда мы определили вопрос, продолжим: являются ли ритуальные действия в иудаизме лишь выполнением обряда — или они имеют дополнительный, если не сказать иной, смысл?
В языческих мифологиях боги рождаются, подчиняясь так или иначе природе, судьбе и законам. А раз так, то должен быть способ воздействовать на богов, поэтому акты поклонения там — это форма магии, попытки «учить» бога или воздействовать на него другими способами.
С другой стороны, Тора начинается с «Берешит Бара Элоким» («В начале сотворил Б-г…». То есть, с сотворения мира Б-гом — без предшествующей теогонии (повествования о происхождении Самого Б-га). И если Б-г не рожден (сотворен), то Он — Единственный, Кто свободен от законов: законов природы или судьбы. Нужны ли такому Б-гу жертвоприношения или какие-либо иные действия людей?
В мидраше (Берешит Рабба 44:1) мы читаем: «Рав[i] сказал: даны были мицвот[ii] лишь для того, чтобы очищать ими созданных (людей), и разве есть Святому, благословен Он, дело до того, кто забивает (скотину) с шеи, а кто забивает (ее) с затылка? Но мицвот даны лишь для того, чтобы очищать ими созданных». Здесь употреблено слово лэцарэф, означающее «очищать в горниле» — как очищают драгоценные металлы от примесей.
(Подробнее говорить об этой теме в рамках ответа нет возможности, она слишком обширная, потребовалось бы слишком много цитат, поэтому упоминаю о личностях или методах здесь только для примера; приведенное мнение не является единственным).
Иными словами, человеку предписано соблюдать мицвот не ради Б-га, а ради себя самого. И эти заповеди-мицвот не несут обрядового смысла, не являются частью возвышенной обрядности. Их цель — воспитательная, то, что в литературе иудаизма именуется таамэй а-мицвот — «причины (по которым были даны) заповеди». Это относится как к заповеди-мицве в целом (Рамбам[iii]), так и к ее деталям (рав Шимшон-Рефаэль Гирш[iv]).
Если это так, то:
— Во-первых, в иудаизме нет чисто ритуальных действий, поэтому даже современный подход, отделяющий религию от веры, неприменим здесь, во всяком случае, в полной мере. (Я, конечно, согласен, что с психологической точки зрения такое явление возможно: человек строг в соблюдении заповедей, но вера его слаба. Однако такой внутренний конфликт не является распространенным).
— Во-вторых, нам следует сейчас задать другой вопрос: какова цель заповеди воздерживаться от различных действий в Йом-Кипур?
(Отдельно стоит отметить, что по этим причинам в иудаизме нет институтов отшельничества или монашества, хотя именно отдаляясь от активной жизни и живя жизнью только созерцательной, можно избежать нарушений. Но задача иудаизма — научить человека жить в этом мире — и во благо).
Йом-Кипур — День искупления и прощения — требует от нас своего рода страданий, «самоистязаний» (инуй — ענוי), среди которых воздержание от еды и питья. Везде, где в Танахе упоминается инуй, цель его — «покорить» сердце человека, «сломить» его сердце, привести к смирению, скромности (анава — ענוה). Отсюда близость слов инуй и анава. На стеле Меши написано, что израильский царь притеснял, мучил Моав — вайеэнав (ויענו). Смирял его, приводил к смирению.
Мы понимаем, таким образом, что цель различных ограничений Йом-Кипура состоит в том, чтобы привести человека в состояние полного смирения. И для этого необходимо, чтобы ограничения были достаточно суровыми. Само же смирение вместе с раскаянием — условие прощения и искупления в этот день.
Так же обстоит дело и с остальными заповедями-мицвот Торы, которые полны воспитательной символики. Их цель — привести человека к знанию и постижению, определенному состоянию ума, в каждой заповеди по-своему.
Надеюсь, что сумел в какой-то мере прояснить смысл ограничений, их роли в достижении определенно состояния ума, сознания, а, по словам раби Авраама ибн-Эзры[v], Тора была дана лишь разумным.
С уважением, Леви-Ицхак Риц
[i] Рав Аба бар-Айво (Рав, Аба Ариха, Рабейну; 3935-4007 / 175-247, Эрец-Исраэль, Вавилония) — выдающийся мудрец, принадлежал к последнему поколению мудрецов Мишны и первому поколению мудрецов Талмуда в Вавилонии, основатель ешивы в Суре, оппонент знаменитого мудреца Шмуэля.
[ii] Заповеди, которые обязаны соблюдать евреи.
[iii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[iv] Рав Шимшон-Рафаэль Гирш (5568-5648 / 1808-1888, Германия) — знаменитый раввин и писатель, противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма, основатель движения «Тора вэ-Дэрех-Эрец».
[v] Раби Авраам ибн-Эзра (ок. 4852-4927 — ок.1092-1167; Испания, Северная Африка, Италия, Франция, Англия, Египет, Эрец-Исраэль, Ирак, Персия, Индия) — выдающийся комментатор Писания, философ, астроном, поэт и исследователь языка Торы.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Жаль времени на еду…
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Зеев Гринвальд
Посты, общие для всего еврейского народа
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его