Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Хочу реализоваться в еврейском смысле, но меня тянет к материальному

Темы: Предназначение, Духовность, Работа, Самосовершенствование, Материальность

Отложить Отложено

Добрый день! Извиняюсь за глупый вопрос, но меня правда очень тревожит эта тема, поэтому я решила обратиться с вопросом к вам.

Сейчас выбираю себе профессию, скоро выбирать экзамены, и для меня очень важно, чтобы это происходило в соответствии с Торой.

Мне легко даются гуманитарные науки, менеджмент, организация разных мероприятий и тому подобное. Получаются хорошие результаты без особых затрат сил, и чувствую в этом руку Всевышнего. Видела, что кто-то из мудрецов говорил о том, что нам даны определенные способности и это намек на то, что мы должны делать в жизни. Занимаюсь еврейскими мероприятиями, по максимуму участвую во всех проектах и чувствую огромное удовольствие. Чувствую важность того, что я делаю, когда помогаю другим людям как-то приблизиться к иудаизму.

Но периодически просыпается какой-то червячок, который начинает убеждать, что с моими амбициями и навыками нужно более глобально реализовываться во всем мире, а не в еврейском и духовном плане. Пожалуйста, посоветуйте, как с этим бороться! Сейчас изучаю «Ховот а-Левавот»[i], но хотелось бы узнать, что еще можно почитать/изучить на эту тему.

Хочется понять, как бороться с этой частью животной души, которой нужна «материальная» реализация, чтобы реализоваться духовно, помочь с укреплением еврейских общин в моей стране и создать крепкую еврейскую семью. Заранее Вам огромное спасибо! N.


[i] «Ховот а-Левавот» — классический труд по еврейской этике (завершен в 4840 / 1080). Его автор — Рабейну Бахье бар-Йосеф ибн-Пакуда (11 век, Сарагоса) — выдающийся представитель еврейской этической мысли, поэт и философ.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Во-первых, не надо извиняться за свои вопросы, даже если бы они, не дай Б-г, были глупыми, а Ваш — никак не глупый.

Во-вторых, рад слышать, что у Вас хорошо получается то, что Вы перечислили, и желаю еще бОльших успехов. И Вы правильно замечаете, что так проявляется рука Всевышнего. Ведь в нашем мире далеко не всё у всех удается, даже если люди стараются и «должно бы» получаться. Значит, когда получается, — это от Него. Казалось бы, ничего удивительного, если всё идет «так», — но ведь столь многое может пойти «не так»! Поэтому, когда что-то удается, надо благодарить Его. И молиться, чтобы помог и дальше так держать. Что и сделаем в Вашем случае.

Наконец, о самом Вашем вопросе.

Лично мне представляется, что он не должен ставиться непременно как вопрос выбора между двумя противостоящими друг другу вариантами: реализоваться «глобально, во всем мире» или «в еврейском и духовном плане».

Ведь одно другому вовсе не обязательно противоречит.

Скорее, вопрос может звучать так: как мне лучше всего реализоваться? В свете всех данных обо мне, включая мое еврейство?

Ведь Б-г создал человека именно что с целью реализоваться. По максимуму. Совершить самое большое действие, на какое он способен. Иначе, если НЕ совершит, то придется ему отчитаться перед Творцом: почему не использовал данные ему инструменты? Или использовал, но не в полную силу, халтурил?

Так что нацеливаться нужно именно на максимум.

Другое дело, где этот максимум лежит. И тут уже — зависит от того, какие способности и «инструменты» Б-г человеку дал.

Например, если у него хорошо получается переписка священных текстов — свитков Торы, тфилин (филактерий) и мезузот[i], то, разумеется, главным образом его реализация произойдет в еврейском мире. Ведь за пределами этого мира в его услугах нет нужды.

А если он по природе успешный бизнесмен? Или врач, или ученый? То его услуги вполне могут пригодиться и глобально.

Другое дело, что обычно любой человек прежде всего «где родился, там и пригодился». Тот, кто вырос в России, там и станет работать по своей специальности, а кто в Англии или в Америке — будет работать там. И только если он, например, становится врачом или музыкантом «с мировым именем», то естественным образом может расширить свою деятельность и влияние и за пределы своей страны: его будут приглашать или к нему приезжать. Или, если у него бизнес, то в зависимости от его типа и масштаба есть возможность глобализации. В каких-то сферах это более вероятно, в каких-то менее. Но, так или иначе, максимальная реализация своего потенциала вполне может привести к этому.

А если при этом человек — еврей? То ничего плохого в этом в принципе нет. В мире много еврейских врачей и бизнесменов, и если своими действиями они приносят пользу не только своему народу, но и другим, то от этого всем только лучше.

Другое дело, что при этом надо также помнить о своей ответственности. Если ты еврей, то должен соблюдать Тору вне зависимости от того, где находишься. Это может требовать некоторой корректировки своих действий — например, нельзя продолжать работу в субботу, — но в принципе не должно полностью отменять твою сущность. Среди еврейских бизнесменов много религиозных, и то, что они принадлежат к еврейскому религиозному миру, вовсе не мешает им развивать свой потенциал и вести бизнес там, где это выгодно.

Также, если ты еврей, то, хочешь или нет, ты автоматически представляешь свой народ. Что-то сделаешь не так, нечестно — бросишь тень на всех евреев. Еврейский бизнесмен, оказавшийся мошенником, сразу пробуждает старые антисемитские стереотипы: не «он вор», а «евреи воры», «слишком любят деньги» и т. д.

Короче, вопрос здесь должен быть всегда простой: как мне на данный момент лучше всего реализовать свои возможности? Обычно, естественным образом, каждый человек находит применение в своем обществе, в своей стране. И это хорошо — так он служит своему народу. Но если есть возможность расширить зону деятельности, то — пожалуйста, при условии, что соблюдены все законы и моральные принципы Торы. То есть каждый случай нужно рассматривать в отдельности и решать.

Возможно (так звучит Ваш вопрос), Вам представляется, что только реализация в еврейском мире — это «духовность», тогда как глобальная реализация — нет. Но на самом деле, если соблюдены законы и принципы Торы, то любая реализация — это «духовность». Точнее, это то, чего желает Б-г.

А то вообще понятие «духовность» — достаточно расплывчатое, изобретенное скорее человеком, и каждый вкладывает в него свой смысл. Да, в простом понимании духовность — это нечто для души, в отличие от материальности, которая только для тела. Но вот, например, ходящее в религиозном мире выражение: материальное благополучие (гашмиут) ближнего — это твоя духовность (руханиут).

То есть, когда ты даешь ближнему нечто материальное — пищу, ночлег, помогаешь обустроиться — то сам при этом обогащаешься духовно. В материальном плане ты ничего не получаешь, а то и отдаешь, но в духовном — улучшаешь свой характер, вырабатывая и развивая положительные качества — доброту, милосердие, щедрость, — и так обогащаешься духовно.

Таким образом, чисто материальная сфера тоже может стать полем для развития нашей духовности. Для души хорошо всё, что Б-г велел; всё, что правильно делать. Поэтому, если Б-г дал инструменты, чтобы облагодетельствовать весь мир, это и будет хорошо для души.

Так что главный наш вопрос — чего желает Б-г, как в данной ситуации правильно использовать данные Им способности и инструменты и реализоваться. На благо своего народа — очень хорошо. На благо всего мира — тоже очень хорошо. Так что, вооружившись законами и принципами Торы, отправляемся в путь — к реализации своего максимума.

Успехов Вам в этом!

С уважением, Меир Мучник


[i] Мезуза — свиток со стихами Торы, входящими в молитву «Шма Исраэль». Он помещен в специальный футляр, который прикрепляется к дверному косяку еврейского жилища. В самих стихах упоминается соответствующая заповедь («на косяках дома твоего»).

Материалы по теме


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше