Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как «работает» молитва за больных?

Темы: Испытание, Мудрецы, Исправление, Наказание, Раскаяние, Заповеди, Молитва, Благословение, Болезни

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, часто слышу просьбы молиться за других людей, которые болеют. Как работает такая молитва, как и когда нужно молиться? Заранее благодарен, Марк

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Марк,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Общеизвестно, что из всех физических потребностей человека на первом месте стоит именно здоровье. Какая польза человеку от всех денег и золота мира, если он болен и страдает. Мы обращаемся к врачам за лечением, но при этом должны понимать, что в конечном счете результат приходит от Того, Кто исцеляет больных, — Всевышнего. Поэтому молитва играет ключевую роль в исцелении больного.

Молитва больного о своем выздоровлении

Но прежде, чем говорить о молитве других людей за больного, отметим: согласно мидрашу (Берешит Рабба 53:14), молитва больного за самого себя, за свое исцеление «принимается» Наверху лучше, чем молитвы других за него. И это понятно, ведь сам человек чувствует свои страдания сильнее других.

Болезни зачастую посылаются человеку в качестве наказания или испытания, поэтому молитва больного за себя — это своего рода часть раскаяния и исправления, необходимая для излечения.

Поэтому очень важно, чтобы кроме других и сам больной молился за себя и просил Всевышнего о прощении и исцелении.

Есть ли особая заповедь молиться за исцеление больных?

Как известно, существует спор между Рамбамом[i] и Рамбаном[ii], является ли молитва заповедью Торы. По мнению Рамбама, молитва — заповедь Торы, как сказано: «…и служить Ему всем сердцем вашим» (Дварим 11:13). А по мнению Рамбана, это заповедь мудрецов. Однако Рамбан также полагает, что когда на общину обрушиваются невзгоды — войны и любые другие бедствия, — то молитва о спасении от них заповедана Торой.

И хотя Рамбан говорит о бедствиях, которые обрушиваются на всю общину, некоторые комментаторы считают, что есть обязанность молиться и за отдельных людей, находящихся в тяжелой ситуации, в частности — за больных.

Например, Рамбам упоминает эту обязанность как часть заповеди навещать больных. А Рамо[iii] (Йорэ Дэа 335:4) приходит к выводу: даже если человек посетил больного, но при этом не помолился за него, то он заповедь навещать больных не выполнил.

Молитва мудреца Торы за больных

Талмуд (Бава Батра 116а) говорит: человек, в доме которого кто-то заболел, идет к мудрецу Торы, чтобы тот помолился за больного. Этот закон приводится у Рамо (Йорэ Дэа 335:10). Т.е. к молитве больного за себя необходимо добавить молитву праведного мудреца Торы.

Один из комментаторов-ришоним[iv], Нимукей Йосеф[v], сообщает, что у евреев Франции был такой обычай: приходить к мудрецу Торы за благословением, когда в доме кто-то заболевал. И сегодня мы зачастую видим, как люди обращаются к мудрецам Торы за молитвой и благословением.

Однако другой «ранний» комментатор, Меири[vi], объясняет эти слова Талмуда иначе. По его мнению, к мудрецу Торы идут, чтобы он научил, как лучше молиться за больного. Тогда получается, что молитва близких и больного за самого себя считается более действенной, а мудрец Торы только помогает правильно использовать это «оружие».

Молитва других людей за больного

Мы узнали, как важна молитва мудреца Торы за других людей. А каково влияние молитвы родственников и близких за больного?

Как упоминалось, зачастую болезни — это своего рода испытание или наказание, которое посылает Всевышний. Когда человек сам молится за свое исцеление, он находится, так сказать, «в фокусе», Наверху проверяются его дела: насколько он достоин, чтобы испытание или наказание (в данном случае болезнь) было отменено.

Но когда за него начинают молиться и другие люди, «фокус» становится шире. Теперь принимается во внимание также боль и страдание других людей, которые волнуются за этого человека и выражают свои чувства в молитве. Понятно, что родственники и близкие изливают эту боль в молитве более усердно, но когда за больного молятся и незнакомые люди, это также засчитывается. Получается, когда болезнь человека волнует многих и «мешает» им, то есть гораздо больше шансов, что она будет отменена.

Более того, Талмуд (Бава Кама 92 б) говорит: молитва того, кто просит помочь другому и сам нуждается в такой же помощи, принимается в первую очередь. Т.е. если человек сам нуждается в исцелении и при этом молится за других больных, то, вероятно, исцеление придет сначала к нему. Это «работает» на основе принципа «все евреи ответственны друг за друга». Т.е. боль другого человека — в определенной мере и моя боль, поэтому, когда я молюсь за другого, это является одновременно и молитвой за себя.

Как правильно молиться?

Приведем некоторые рекомендации, как правильно молиться за больных:

— Молясь об исцелении, необходимо назвать еврейское имя больного, а также имя его матери. Если неизвестно имя матери, можно упомянуть и имя отца. Если неизвестно еврейское имя больного, называют любое его известное имя или фамилию. (Если имена родителей неизвестны, можно говорить «сын Сары» или «сын Авраама»).

— Мать, которая молится за выздоровление ребенка, говорит просто «дочь моя» и называет её имя или «сын мой» и его имя (без упоминания имени матери).

— Талмуд говорит, что Шхина (Б-жественное присутствие) пребывает в изголовье кровати больного. Поэтому если больной находится там, где происходит молитва, нет необходимости упоминать его имя, так как понятно, о ком идет речь.

— Нет необходимости упоминать титулы и звания больного в молитве, т.е., не надо говорить, например, «рав такой-то» или «профессор такой-то», а только имя больного и имя его матери.

— Можно просто молиться о выздоровлении в любое время, а можно добавить личную просьбу в молитве Амида — в благословении об исцелении или в благословении «Шма колейну» («Услышь голос наш…»), или в самом конце молитвы Амида. В субботу после чтения Торы во многих общинах также произносят особую молитву за исцеление больных «Ми ше-Берах» («Тот, Кто благословил наших отцов… исцелит и больного…»).

— Желательно, чтобы молитва минимального формата содержала: имя Всевышнего (обычно не называют именно святые Имена, достаточно просто сказать: «Кадош барух hу» — «Святой, благословен Он» — или «А-Шем»), просьбу об излечении, имя человека, а также добавить, что мы молимся не только о нем, но и о других больных.

Соответственно минимальная молитва по-русски может звучать приблизительно так: Всевышний, пошли скорейшее выздоровление Такому-то, сыну Такой-то, вместе с другими больными еврейского народа.

Да пошлет Всевышний скорейшее выздоровление всем больным еврейского народа.

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[iii] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 / ок. 1530-1572) — один из величайших еврейских законоучителей, автор книги «Мапа», ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.

[iv]Ришоним (ивр. «первые», «ранние») — еврейские законоучители и мудрецы Торы времен Средневековья — с начала 11 до конца 15 веков.

[v] Раби Йосеф Хавива (приблизительно 5100-5180 / 1340-1420; Королевство Арагон: Испания — Франция) — знаменитый законовед, автор книги «Нимукей Йосеф» («Аргументы Йосефа») — комментария на кодекс Рифа. В классических изданиях Талмуда его комментарии печатаются рядом с основным текстом Рифа — в тех томах, к которым не сохранился комментарий Рана, учителя раби Йосефа.

[vi] Раби Менахем бар-Шломо Меири (5009-5076 /1249-1316, Прованс) — один из наиболее значительных комментаторов Талмуда.

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.