Темы: Гер, Любовь, Психология, Раби Акива, Праведники, Любовь к Б-гу, Любовь к ближнему
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав! Помогите разобраться, кого надо любить прежде всего: себя, родственников, Бога, друзей, остальных людей?
Я на каком-то еврейском сайте прочитал интересный и — мне показалось — очень мудрый ответ раввина, что сначала надо любить то ли себя, то ли родственников, потом ближайших друзей, а любовь к остальным людям Земного Шара — это только у праведников (цадиков).
Помогите понять, кто должен стоять на первом месте, втором, третьем? Вот буддизм учит сострадать всем живым существам, христианство (на всякий случай — я не христианин) учить любить всех людей. Но я задумался и пришёл к такому выводу, что любовь ко всем — это любовь ни к кому. Так, может быть, надо ограничиваться любовью к ближайшим тебе людям? N.
Здравствуйте, N.
Любовь человека к самому себе часто проявляется на своем низшем уровне — материальном и телесном. И иногда — в форме удовлетворения сиюминутных материальных и телесных желаний. Это может стать основой для неправильных действий, а затем и дурных качеств и даже привести к разрушению личности, к разложению.
А учитывая силы и возможности человека, легко представить, что, разрушив себя, он может разрушить и всё вокруг себя.
С другой стороны, эта любовь — любовь к себе — может быть также святой и идеальной. При условии, что человек очищает себя, развивает и возвышает свой ум и интеллект и формирует свой характер и поведение таким образом, чтобы достичь более высоких уровней праведности. В таком случае взгляд человека на всё сущее будет светлым и радостным, исполненным любви.
И действительно, сотворенный мир очень хорош, когда человек, который смотрит на него, живет и действует в нем, хорош.
Поэтому, несомненно, любовь к себе необходима, но эта любовь должна принимать во внимание все стороны человека, материальное и духовное. Такая любовь предполагает знакомство со своими недостатками и преимуществами и умение жить с ними и использовать их во благо, на пути самосовершенствования — пути Торы.
(Напомню, что попытка просто убежать от собственных недостатков лишь вызовет дисбаланс в нашем внутреннем мире и постоянное ощущение «преследования» со стороны тех частей личности, от которых человек отказался. Это то, что именуется «Тенью» у Карла-Густава Юнга).
Одна из основополагающих заповедей Торы — «возлюби ближнего своего как самого себя» (Ваикра 19:18) — предписывает нам любить ближнего, что возможно лишь при условии любви к самому себе.
Также сказано в Вавилонском Талмуде (Бава Мециа 62а):
«Учат в барайте[i]: (представим себе следующую ситуацию): два человека идут по пустынной дороге и у одного из них есть кувшин с водой. Если оба будут пить из кувшина, то оба умрут, так как воды мало, а если только один из них будет пить, то доберется до населенного пункта. (О том, каков закон в этой ситуации), существует спор (мудрецов). Бен-Птора[ii] учил: “Лучше, чтобы они оба пили и умерли, и пусть ни один из них не увидит смерти другого”. Это было общепринятым мнением, пока не пришел Раби Акива[iii] и не указал, что в Торе сказано (Ваикра 25-36): “И пусть живет брат твой с тобой”: (“с тобой, а не “в результате твоей гибели, уже без тебя”), что означает: жизнь самого человека важнее для него жизни другого”.
Лишь заботясь о своей жизни, человек сможет позаботиться и о других. Только у того, кто любит себя и кому хорошо с самим собой, сердце может быть полно любви ко всем. Прежде всего необходимо смотреть “добрым глазом” и с любовью на себя, тогда человек сможет смотреть по-доброму и на других и любить ближнего своего.
Далее, несомненно, идут родственники. В качестве примера можно привести то, что сказано в мидраше[iv] “Тана де-Вей Элияу Рабба” (27):
“…сказано ясно у пророка Йешаи (58:7) “…чтобы разделил ты с голодным хлеб твой и бедняков скитающихся ввел в дом? Когда увидишь нагого, одень его, и от родственника твоего не скрывайся и т.д.” Каким образом? Если у человека достаточно пропитания для собственной семьи и он желает дать милостыню, чтобы самому содержать других, то в первую очередь должен содержать отца и мать. А если что-то осталось, то пусть содержит своих братьев и сестер. Если еще осталось, то пусть содержит остальных членов своей семьи, далее — соседей. А затем пусть умножит милость к остальным сынам Израиля, которые упомянуты во вторую очередь — “и бедняков скитающихся ввел в дом””.
То есть в первую очередь — любовь к своей семье, к ближайшему окружению, во вторую — любовь ко всем ближним, своим единоверцам.
Существует также заповедь “любить пришельца”[v] (Дварим 10:19); имеется в виду гер цедек — пришелец, который стал единоверцем, принял еврейство (гиюр), и гер тошав — пришелец, поселившийся в Земле Израиля и соблюдающий заповеди потомков Ноаха[vi]. Гаон из Рогачева[vii] пишет, что в наше время само соблюдение этих заповедей дает человеку статус гер тошав.
Но и это еще не всё. Ведь, несомненно, следует стремиться любить всё творение, как сказано в Иерусалимском Талмуде (Недарим 9): “Сказал Раби Акива: “возлюби ближнего своего как самого себя” — это основополагающий принцип Торы. На что ответил его ученик Бен-Азай[viii]: сказано: “Вот родословная Адама” (Берешит 5:1) — этот принцип важнее предыдущего”.
Поясняет Корбан а-Эда[ix], что речь идет обо всех народах мира, “всех, кто произошел от Адама”. И хотя в споре ученика и учителя закон устанавливается в соответствии с мнением учителя, в данном случае Раби Акива согласился с Бен-Азаем. Об этом говорит следующее изречение Раби Акивы (Авот 3:14): “Любим (Б-гом) человек, который сотворен по образу (Б-га); особая любовь к нему выражена в том, что он сотворен по образу (Б-га), согласно сказанному (Берешит 9:6): “Ибо по образу Б-жию создал Он человека””.
Тора предписывает нам уподобляться Творцу в Его отношении к творению. Как Он милосерден, так и нам надо стремиться быть милосердными. Таким образом, идя от минимума — любви к себе, можно прийти к цели — следовать путями Творца в этом мире, что включает в себя и любовь к творению.
Так, любя себя, семью, окружающих, а затем — человечество и творение, мы можем прийти к истинной любви к Творцу. Можно идти и “от обратного”: когда человек постигает, насколько велика любовь Творца ко всему сущему, он и сам исполняется любви.
С уважением, Леви-Ицхак Риц
[i]Барайта или брайта (арам. “внешняя”) — это положения Закона или агада (истории, притчи, иносказания), которые не были включены в Мишну, кодифицированную раби Йеудой а-Наси.
[ii] Бен-Птора — мудрец Мишны третьего поколения.
[iii] Раби Акива бен-Йосеф (3775-10 тишрея 3896 / 15-135, Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен, глава поколения после разрушения Второго Храма.
[iv] Мидраш (ивр. “толкование”) — часть Устной Торы, толкование Письменной Торы с помощью традиционных методов анализа текста, полученных Моше Рабейну на горе Синай.
[v] “..любите пришельца, ибо сами были вы пришельцами в земле Египетской”.
[vi] См. “Потомки Ноя и семь заповедей человечества”.
[vii] Раби Йосеф бар-Эфраим-Фишл Розин (Гаон из Рогачева, Рогачевер; 5618-5696 / 1858-1936; Белоруссия, Польша, Латвия) — выдающийся законоучитель и комментатор Писания.
[viii] Раби Шимон бен-Азай (в Мишне назван просто Бен-Азай; ок. 3775 — ок. 3895 / ок. 15 — ок.135; Эрец-Исраэль) — мудрец Мишны, ученик раби Йеошуа, учился также у Раби Акивы, а впоследствии стал его талмид-хавером — товарищем по совместному изучению Торы.
[ix] Раби Давид бар-Нафтали-Гирш Френкель (Корбан а-Эда; 5467-5522 / 1707-1762; Германия) — комментатор Талмуда, крупнейший специалист по Иерусалимскому Талмуду. “Корбан а-Эда” — комментарий на значительную часть Иерусалимского Талмуда, печатается в классических изданиях рядом с основным текстом.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Раби Йосеф Герц
Разъяснение заповеди о любви к ближнему: это определение относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Б-га и соблюдает законы Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Реувен Куклин
Как полюбить несимпатичного ближнего?
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
1-я заповедь — повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее.
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.