Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если Б-г пересоздает мир каждое мгновение, то как это происходит в субботу?

Темы: Запреты, Сотворение мира, Суббота, Заповеди, Работа, 39 работ

Отложить Отложено

Уважаемый Рав. Если следовать концепции, что Ха-Шем (Всевышний) пересоздаёт мир каждое мгновение, то как это происходит в Шабат? С уважением, Аркадий Кац

 

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, уважаемый Аркадий!

Вы задаете интересный вопрос.

Итак, мудрецы действительно говорят, что Б-г каждое мгновение вновь пересоздает мир. Но тогда — как это происходит в Шабат? Ведь вся сущность субботы в том, что, создав мир за шесть предыдущих дней, Б-г остановил этот процесс и в субботу ничего не создал.

Простой ответ представляется очевидным — из этого самого утверждения. Все шесть предыдущих дней Б-г создавал что-то кардинально новое: моря, землю, небесные светила, растения, рыб и птиц, животных, человека. А в субботу никакой новой категории, подобной перечисленным, не было создано.

Но существование того, что уже создано, в любом случае, надо было поддерживать и обеспечивать его продолжение. Да, это тоже «работа», но уже другая. Можно закончить строительство города или отдельного его объекта, но если после этого его не использовать, а оставить, то — понятно — он не останется таким же, а зарастет и начнет разрушаться. Даже если его никто не будет намеренно разрушать.

Поэтому не одни только сооружения античного мира, если и уцелели, всё равно со временем пришли в полуразрушенное состояние… С объектами, которые строят сегодня, достаточно быстро происходит аналогичный процесс, если с ними ничего не делать.

Более того, созданный Б-гом за шесть дней мир не был статичным. Даже неодушевленные творения, такие, как реки и моря, находятся в постоянном движении: реки текут в моря, внутри морей и океанов — свои течения, приливы и отливы. Сами реки пополняются дождями — то есть происходит круговорот воды в природе; воздушное пространство тоже не статично, а является частью арены этих процессов. Тем более всё живое постоянно движется, питается, размножается и т. д.

И всё это происходит и в субботу тоже, правильно? Мир не останавливается и не замирает. И, если всё это управляется Б-гом, получается, что Он и в субботу «работает». Или «пересоздает».

А как же утверждение, что Он в Шабат «отдыхал от работы»?

Как сказано: Он перестал создавать кардинально новые вещи, но продолжил обеспечивать функционирование уже созданного мира.

Но разве это не «работа»?

Если честно, то — как именно «работает» и «отдыхает» Б-г, нам по-настоящему не понять. Ведь Он не физическое существо, а еще Он всемогущий. Поэтому для Него и грандиозные чудеса — «раз плюнуть». Каждое творение вызывалось к жизни Его «изречением». Он «сказал — и возник мир».

Не «напрягся до предела и что-то сделал мускулистыми руками», как какой-нибудь супергерой в современных сюжетах, а просто «сказал». (В разных мифологиях и связанных с ними художественных произведениях может, конечно, создаваться иной образ богов, но мы здесь — о реальном Б-ге, а не о мифах...)

Поэтому в любом случае для нас главное — идея. Было шесть дней творения, а седьмой день — особый, не такой, как другие. Отличается от них отходом от «будничной жизни». Ибо так сделал Б-г — и так велел нам делать.

Как это лучше всего понять?

По тому, как именно Он велел поступать нам, — по нашей собственной субботе.

(Ведь главный здесь вопрос, как всегда в иудаизме: не столько, «что и как делает Б-г», сколько —  «что и как должны делать мы». Что именно делает Б-г на Небесах, мы не можем до конца постичь. Но можем сами соблюдать субботу и на основании того, как это делается, прийти к какому-то пониманию идеи).

Итак, как соблюдается наша суббота?

До того, как человек сам это по-настоящему узнает, он может где-то услышать, что евреи в Шабат «ничего не делают». На самом деле это, конечно, не так. Мы по-прежнему чем-то занимаемся, при этом можем даже утомляться. Изучать Тору, куда-то ходить — если только не за пределы тхума[i], например, в большом городе. Устраивать трапезы — а это значит: накрывать и убирать столы, подавать еду. Возиться с детьми.

Мы не сидим, как статуи, не перестаем жить и что-то делать. Но — мы точно отходим от своей будничной жизни. Технически — не выполняем те «действия-работы», которые связаны с сотворением чего-то нового. Которые, по словам мудрецов, и соответствуют тем действиям, какими Б-г создал мир.

Но и в целом мы существуем в субботу по-другому. Отходим от будничных занятий. Отстраняемся и возвышаемся над ними. Хотя по-прежнему должны поддерживать свое существование — что-то есть, кормить других, обеспечивать другие телесные функции.

Вот и Б-г так с созданным Им миром. Он продолжает поддерживать его существование даже в субботу, обеспечивать все его функции. Каждое мгновение. Но при этом Он воздерживается от создания чего-то нового. Хотя для Него это создание нового так же просто, как для нас — написать ручкой две буквы или включить свет.

Эти действия считаются «созидательными», и от них мы воздерживаемся, хотя, как сказано, можем выполнять и более трудоемкие, но «несозидательные» работы. Хоть каждое мгновение. Главное — идея субботы, завершение творения и отход от будничной жизни — с Б-гом. Который сделал то же.

Приятного нам с Ним времяпрепровождения в святую субботу!

С уважением, Меир Мучник


[i] В субботу запрещено выходить за пределы тхума, т. е. удаляться более чем на 2000 амот («локтей», приблизительно 1000 м) от населенного пункта. Для тех, кому всё же необходимо пройти в определенном направлении более 2000 локтей, мудрецы нашли возможность это сделать — с помощью эрув тхумин: «смещения» или «смешения» границ населенного пункта.

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его