Темы: Запреты, Исправление, РАМХАЛЬ, Мировоззрение, Характер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, ув. раввин. Хотел узнать, что делать человеку, который согрешил с чужой женой (имеется ввиду чуждая идеология по Мальбиму[i])? Есть ли возможность обрести пути жизни?
[i] Раби Меир-Лейбуш бар-Йехиэль-Михл (Мальбим; 5569-5640 / 1809-1879, Украина — Румыния — Восточная Пруссия) — выдающийся законоучитель и комментатор Писания.
Шалом!
Что касается чуждой идеологии, избавиться от нее проще всего. Человек всегда с большой легкостью готов принять новую идеологию, если она покажется ему правильной.
Вот Вам пример. Наш праотец Авраам ни за что не соглашался, чтобы его сын Ицхак взял в жены одну из местных девушек, дочерей земли Кнаан[i]. Он снаряжает своего верного слугу Элиэзера в далекий Харан — город, где жили его родственники, — чтобы тот нашел среди них невесту для его сына.
Часто задают вопрос: как могло получиться, что Авраам с такой легкостью отверг местных девушек, многие из которых были дочерьми его верных учеников, тем более что, по словам наших мудрецов, у самого Элиэзера была дочь, которую он мечтал выдать за Ицхака? Какая же девушка больше, чем дочь Элиэзера, верного слуги Авраама, того, кто, как говорят мудрецы[ii], «черпал Тору у своего господина и поил ею всех остальных», годилась в невесты Ицхаку?! Но вместо этого Авраам ищет невесту своему сыну среди людей, не принявших его учение, идолопоклонников…
Дело в том, что жители земли Кнаан, хоть и с легкостью приняли учение Авраама, в то же время обладали целым букетом неприглядных душевных качеств, от которых им было не так просто избавиться. А родственники Авраама, хоть и исповедовали идолопоклонство, были людьми милосердными. Смотрите, с какой самоотверженностью маленькая Ривка (будущая невеста Ицхака) черпает воду для Элиэзера и его верблюдов.
В этой семье понимали, что такое милосердие, взаимопомощь, гостеприимство, и это было самым важным для Авраама. Что же касается идеологии, Авраам не сомневался, что в доме Ицхака Ривка тут же откажется от идолопоклонства и присоединится к его вере.
Верно и обратное. Человек может отойти от веры (не дай Б-г), но ему совсем не так просто уйти от тех моральных принципов, которые ему дала эта вера. Именно поэтому мы иногда встречаем высокоморальных людей, которые считают себя атеистами.
И здесь Тора приводит нам пример[iii]. Лот — племянник Авраама и один из самых верных его учеников — в результате возникшей между ними ссоры покидает Авраама и отправляется жить в Сдом, город, известный своим богатством и аморальным поведением. Идеология Сдома состояла в том, что бродяги, попрошайки и прочие асоциальные элементы подрывают экономику города, как сказано (Йехезкель 16:49): «Вот в чем было беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала». Поэтому законом Сдома было строго-настрого запрещено принимать гостей.
Мудрецы[iv] говорят, что в тот самый судьбоносный день, когда Сдом был уничтожен за свои грехи, Лота провозгласили местным судьей. И вот, завидев двух путников, он бросается к ним с уговорами остановиться у него дома на ночлег и не успокаивается, пока они не принимают его предложение. А как же идеология, благодаря которой он получил свою новую должность? И здесь воспитание, полученное в доме Авраама, оказалось сильней любой идеологии.
Если же вы имеете в виду чужую жену в буквальном смысле слова, то здесь всё уже не так просто, ведь человек своим действием нарушил запрет, да еще такой строгий, как связь с замужней женщиной.
Но и здесь могу Вам сказать, что еще не всё потеряно. Пример может быть следующий. Причиной разрушения Первого Храма были, как известно, три смертных греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. Но чтобы искупить эти страшные грехи, достаточно оказалось лишь семидесяти лет изгнания, после чего еврейский народ вернулся на свою землю.
Иными словами, бывает так, что хороший человек «делает глупости», но при этом остается хорошим человеком. Совсем другое дело — разрушение Второго Храма, которое произошло в результате беспричинной взаимной ненависти, проникшей в сердца евреев. Причина эта более «внутренняя», более глубокая, и совсем не так просто от этого избавиться. И, действительно, мы видим, что прошло уже почти две тысячи лет, а Храм до сих пор не восстановлен.
Рамхаль[v] в своей книге «Месилат Йешарим» («Путь праведных»)[vi]пишет, что для приобретения качества благочестия (хасидут) необходимо уединенное созерцание величия Творца и пристальное размышление о Его бесконечном милосердии и о тех бесчисленных благах, которыми Он одарил человека. И тогда «в человеке, несомненно, разгорится горячая любовь и он изберет и пожелает прилепиться к Нему».
Почему же иногда этого не происходит: нет ни любви, ни желания приблизится к Творцу? Рамхаль называет основные причины: заботы и тревоги. Разум человека «озабочен и замучен своими заботами и делами» и не способен к спокойному созерцанию. Мы видим на этом примере, как всего лишь одно отрицательное душевное качество — тревожность, склонность к беспокойству — не дает человеку приобрести такие драгоценные свойства, как любовь к Творцу и стремление приблизиться к Нему.
Поэтому, вероятно, именно на осознание своих отрицательных (и положительных) качеств и на работу с ними и должны быть направлены основные усилия человека.
С уважением, Арье Гальчук
[i] См. Берешит 24.
[ii] Йома 28 б, приводится в комментарии Раши к Берешит 15:2.
[iii] См. Берешит 19.
[iv] Берешит Рабба 50:3, приводится в комментарии Раши к Берешит 19:1.
[v] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения. Его книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») стала одной из вершин еврейской философской мысли, основным трудом по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу.
[vi] Гл. 21.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его