Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Дороже ли Тора жемчуга, серебра и золота?

Темы: Богатство, Мудрость, Йом-Кипур, Шломо, Коэн, Духовность, Изучение Торы, Святость, Материальность

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав! В книге Мишлей царь Шломо говорит: «Потому что обретение ее (мудрости) лучше, чем обретение серебра, и плоды ее (лучше) чистого золота. Она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» (Мишлей 3:14, 15).

Как понимать слова о том, что мудрость лучше серебра, золота и жемчуга? Буквально или есть какой-то скрытый смысл у таких вещей, как серебро, золото и жемчуг? Святослав

 

Отвечает рав Моше Аксельрод

Шалом уважаемый Святослав,

Вы задаёте хороший вопрос.

Сказано в Мишлей (глава 3): «(13) Блажен человек, нашедший мудрость, и человек, приобретший разум! (14) Потому что обретение ее лучше, чем обретение серебра, и плоды ее (лучше) чистого золота. (15) Она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею». Прежде всего, важно знать, что царь Шломо, говоря о мудрости, имеет в виду Тору: всегда, когда в Писаниях упоминается мудрость, речь идет именно о мудрости Торы.

Простой смысл этих стихов следующий. Царь Шломо «мотивирует» на изучение Торы, даже если это требует в какой-то мере отказа от материальных благ — «золота», «серебра», «жемчуга».

И этому есть несколько обоснований. Золото и серебро приносят пользу своему владельцу, только пока они физически находятся у него, в отличие от мудрости Торы: когда человек передаёт знания, мудрость другим, он не лишается их, а даже наоборот, «закрепляет» их.

Кроме того, тот, кто занимается торговлей, иногда зарабатывает, а иногда теряет доход. А тот, кто приобретает мудрость, всегда в выигрыше. Богатство часто приносит своему владельцу невзгоды и страдания. А Тора, в отличие от этого, приносит только счастье и удовлетворение. И «владелец» не боится, что придут грабители и украдут у него мудрость.

Золото и серебро ценны потому, что люди признали их ценность и есть всеобщее согласие: это драгоценные металлы. Жемчуг, в отличие от них, дорог сам по себе, как и драгоценные камни, т. к. они приносят владельцу почёт — помимо богатства. Тора же включает в себя всё и даёт жизнь — чего не могут дать драгоценные камни.

Виленский Гаон[i], комментируя эти стихи Мишлей, пишет, что люди приобретают вещи по двум причинам. Или из-за того, что вещь сама по себе дорогая и редкая, как драгоценные камни, например, а это добавляет чести владельцу. Или из-за того, что нуждаются в этой вещи, как, например, в продуктах питания и т. д. И говорит царь Шломо, что мудрость нужно стремиться приобрести по обеим причинам. И потому, что она (Тора) дороже самых драгоценных камней. И потому, что она — наша жизнь, а жизнь — это самое важное, что у нас есть. Именно об этом сказано в стихе 14: Тора ценней серебра и «плоды ее (лучше) чистого золота» — в оригинале у-мэ-харуц твуата, дословно: «и чистого золота (ценнее) урожай ее».

Мудрецы Талмуда толкуют слова «она дороже жемчуга» следующим образом: Тора дороже Первосвященника (коэн гадоль), который заходит в Святая святых в Йом-Кипур. («жемчуг» на иврите — пниним, и Святая святых иногда называется пним — «внутреннее»).

Рав Шалом Швадрон[ii] спрашивает: почему мудрецы объясняют этот стих таким образом, ведь это толкование выходит за рамки «простого смысла» текста? И отвечает на этот вопрос следующей притчей.

Один человек решил купить в подарок жене дорогой бриллиант. Вошёл в ювелирный магазин и попросил самый большой камень, который только есть в магазине. Он купил этот бриллиант, вышел на улицу и увидел на витрине… камень, который был еще больше. Вернулся в магазин и попросил продавца поменять бриллианты — продать ему тот, что в витрине. На что продавец ответил: камень не настоящий, это подделка, которая стоит гроши. Наш герой купил и эту стекляшку. Можем ли мы представить, что, придя домой, он скажет жене, что у него есть два бриллианта для неё — один дорогой, другой дешёвый?! Конечно, нет! Ведь их вообще невозможно сравнивать!

Эта же истина лежит в основе толкования мудрецов: Тору и материальные блага вообще невозможно сравнивать. Поэтому они поясняют: царь Шломо имел в виду Первосвященника, который заходит один раз в год в самый святой день — в Святая святых.

Рав Швадрон иллюстрирует это следующим примером. У некого человека был больной родственник, и он попросил Первосвященника помолиться за этого родственника в Йом-Кипур в Святая святых. А потом в последний момент передумал и сказал Первосвященнику: «Знаешь что, я решил: лучше сам помолюсь, когда буду учить Тору». Нам это может показаться странным, а мудрецы именно так относились к изучению Торы!

С уважением, Моше Аксельрод


[i] Виленский Гаон, Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро (5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.

[ii] Рав Шолем Швадрон (5672-5758 / 1912-1997 Эрец-Исраэль — Израиль) — знаменитый даршан (лектор-«проповедник»), которого называли а-Магид а-Йерушалми — «иерусалимский рассказчик».

Материалы по теме

Красота речи

Рав Зелиг Плискин

Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.

Число Пи и море Соломона

Профессор Даниэль Михельсон

Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.

Кто такие коэны?

Рав Реувен Куклин

И как это наследуется?

Раби Леви-Ицхак из Бердичева

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его