Темы: Запреты, Время, Рамбам, Заповеди, История, 13 принципов веры, Истинность Торы, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Скажите, пожалуйста, могут ли быть отменены мицвот (заповеди, данные евреям) и, если да, то когда? Некоторые раввины говорят что-то об этом, но разве отмена мицвот не нарушает один из принципов еврейской веры, а именно — о вечности (неизменности) Торы? Благодарю! Александр
Здравствуйте, Александр!
Вы задаете хороший вопрос, и его обсуждают мудрецы.
С одной стороны, один из принципов нашей веры, сформулированный Рамбамом[i], гласит, что Тора никогда не будет изменена или заменена на другую.
С другой, действительно есть утверждения, из которых следует, что заповеди могут быть отменены.
Так, в трактате Нида (61 б) сказано, что, хотя нам нельзя надевать шаатнез — одежду из смеси шерсти и льна, можно хоронить в ней покойника. Из этого Талмуд делает вывод, что «в будущем заповеди будут отменены». По мнению Тосафот[ii] (там же) это означает: хотя в будущем ожидается воскрешение мертвых, в том числе и этого умершего, у него не будет проблемы с ношением такой одежды. Есть и другие интерпретации этого утверждения Талмуда, но из комментария Тосафот следует, что запрет шаатнез будет отменен.
Как же так?
Один из подходов предлагает Рамбан[iii] (Дварим 30:4); сходным образом высказывается и Ктав Софер[iv]. Речь не обязательно о том, что будут формально отменены те или иные заповеди. А о том, что после окончательного избавления человек вернется на изначальный уровень Адама до греха, в результате чего у него исчезнет дурное начало (йецер а-ра), толкающее его к греху: для него станет очевидным присутствие Б-га, а также благо от исполнения заповедей и зло от их нарушения.
И тогда он естественным образом будет хотеть исполнять заповеди и бояться греха. Как голодного человека не надо заставлять есть и объяснять, что еда это благо, — он сам хочет есть и рвется к пище, — так в будущем не надо будет приказывать людям соблюдать заповеди, они сами будут испытывать «голод» к заповедям. И грехов будут бояться как огня, которого все и без запрета избегают, опасаясь обжечься.
С одной стороны, это будет блаженное состояние, но, с другой, тогда уже не будет смысла награждать человека за выполнение заповедей и отказ от греха — награду дают за тяжкий труд и преодоление себя, а не за следование естественным инстинктам и желаниям.
В этом смысл утверждения о том, что больше не будет заповедей: принципы-то сохранятся, но исчезнет необходимость заповедовать человеку их соблюдение.
А что касается запретов типа шаатнез — то ведь в Талмуде сказано не то, что люди сами захотят носить такую одежду, а только то, что ее можно будет носить! Согласно одному из объяснений, тогда весь мир перейдет к состоянию, в котором будут разрешены противоречия. Конкретно, совмещение шерсти и льна как разных начал — животного и растительного мира — не будет противоречием, ибо всё будет едино.
Однако есть также утверждения об отмене заповедей, требующие дальнейших пояснений. Например, о том, что будут отменены все праздники, кроме Пурима (по некоторым мнениям, также кроме Хануки и/или Йом-Кипура). Тут, даже если интерпретировать отмену как замену указания на естественное желание, остается вопрос: почему тогда «неотмененные» праздники не будут ощущаться так же естественно?
Есть также мнения, что будут отменены именно предписывающие заповеди, а не запреты — или наоборот. Много тут разных мнений и объяснений, но, так или иначе, остается Ваш вопрос: как всё это сочетается с принципом вечности и неизменности Торы?
Ответ можно вывести из того, что сказано в книгах Сефер а-Икарим[v] (43:16) и Сдэ Хемед[vi]: отмена той или иной конкретной заповеди или даже многих из них, в принципе, не противоречит идее вечности Торы. Ведь сама Тора предусматривает разные заповеди для разных людей — и эпох. Некоторые заповеди могут быть выполнены только коаним («священниками»): только они совершают жертвоприношения, только им запрещено вступать в брак с разведенными женщинами или становиться ритуально нечистыми, заходя на кладбище.
И одному человеку в течение его жизни Тора может дать разные предписания: до возраста бар-мицвы (13 лет, еврейское совершеннолетие для мальчика) он формально ничего не должен (хотя на практике начинает соблюдать мицвот еще в детстве — в качестве подготовки к взрослой жизни). Но и после бар-мицвы тоже: например, если человек беден, он освобождается от заповеди отделять десятины.
Вот и наш народ, история которого тоже подобна циклу жизни, до дарования Торы еще не был формально обязан соблюдать многие заповеди (хотя на практике праотцы уже их соблюдали). И есть основания предполагать, что после окончательного избавления наступит эпоха, подобная «выходу на пенсию»: человек еще жив, и еще может — и должен — многое делать, но основное дело его жизни уже завершено. И теперь уже нет у него тех обязанностей и той степени ответственности.
К тому же, цель заповедей — в большой мере в том, чтобы исправить и усовершенствовать человека. А в будущем, вернувшись на изначальный уровень Адама до греха, человек уже будет исправлен и усовершенствован. Поэтому действительно возможна отмена тех или иных заповедей, в выполнении которых больше не будет надобности.
Одно здесь важно подчеркнуть: только Сам Б-г решает и передает через Тору, когда именно нам надо или не надо выполнять заповеди. Иными словами, Тора вечна, и в рамках этой вечности она предусмотрела, что определенные заповеди выполняются на одном этапе истории, а не на другом.
Но мы, люди, не можем сами решить, что та или иная заповедь, или целая их группа больше не актуальна и нет смысла в ее исполнении. Это означало бы — изменить Тору или сменить ее на другую.
Понятно, что именно об этом говорит Рамбам в сформулированных им 13 принципах иудаизма. Ведь он жил в Средневековье, когда наша религия подверглась фронтальной атаке со стороны отколовшегося от нее христианства. Оно не просто называло себя правильной религией, а иудаизм неправильной — оно утверждало, что является истинным продолжением иудаизма. Что изначальная Тора с ее заповедями стала «Ветхим Заветом», а главный теперь «Новый Завет», согласно которому большинство тех заповедей больше не нужно.
Об этом и говорит Рамбам: подобные идеи — менять саму Тору и на этом основании отменять те или иные заповеди — для нас категорически неприемлемы. Нет, Тора остается той же и заповеди теми же, но в рамках этой системы какие-то заповеди могут относиться к тем или иным людям, а не к другим, или к той или иной эпохе, а не другой.
Всё — как скажет сама Тора. Которой мы вечно должны сохранять верность.
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[ii] Термин «Тосафот» буквально означает «прибавления», «добавления». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.
[iii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030 / 1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
[iv] Раби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер (Ктав Софер; 5575-5632 / 1815-1871) — духовный лидер евреев Венгрии и Словакии.
[v] Раби Йосеф Альбо (5120-ок. 5204 / 1360-ок.1444, Испания) — выдающийся религиозный мыслитель. Автор Сефер а-Икарим («Книги основ»), обращенной к интеллектуальному и философски настроенному читателю. В этой книге он разъясняет основные принципы еврейской веры и прослеживает ее корни.
[vi] Раби Хаим-Хизкия бар-Рефаэль-Ашер-Элияу Медини (Сдэ Хемед; 5595-5669 /1834-1908, Иерусалим — Стамбул — Карасубазар — Иерусалим — Хеврон) — выдающийся законоучитель. Автор талмудической энциклопедии в восемнадцати томах Сдэ Хемед. Над ней раби Медини работал на протяжении всей своей жизни. Она до сих пор сохраняет свое практическое значение и используется не только в качестве всеобъемлющего справочника, но и как авторитетный галахический кодекс.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Рав Моше Шапиро
Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Зеев Урман
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»
Продолжаем публикацию текстов утренней молитвы. В этой заметке приводится заключительная ее часть, после чтения отрывка из недельного раздела Торы. Надеемся, что этот литературный перевод поможет вам в будущем начать молиться на иврите.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его