Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Могут ли быть отменены заповеди, данные евреям?

Темы: Запреты, Время, Рамбам, Заповеди, История, 13 принципов веры, Истинность Торы, Комментарии

Отложить Отложено

Шалом! Скажите, пожалуйста, могут ли быть отменены мицвот (заповеди, данные евреям) и, если да, то когда? Некоторые раввины говорят что-то об этом, но разве отмена мицвот не нарушает один из принципов еврейской веры, а именно — о вечности (неизменности) Торы? Благодарю! Александр

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Александр!

Вы задаете хороший вопрос, и его обсуждают мудрецы.

С одной стороны, один из принципов нашей веры, сформулированный Рамбамом[i], гласит, что Тора никогда не будет изменена или заменена на другую.

С другой, действительно есть утверждения, из которых следует, что заповеди могут быть отменены.

Так, в трактате Нида (61 б) сказано, что, хотя нам нельзя надевать шаатнез — одежду из смеси шерсти и льна, можно хоронить в ней покойника. Из этого Талмуд делает вывод, что «в будущем заповеди будут отменены». По мнению Тосафот[ii] (там же) это означает: хотя в будущем ожидается воскрешение мертвых, в том числе и этого умершего, у него не будет проблемы с ношением такой одежды. Есть и другие интерпретации этого утверждения Талмуда, но из комментария Тосафот следует, что запрет шаатнез будет отменен.

Как же так?

Один из подходов предлагает Рамбан[iii] (Дварим 30:4); сходным образом высказывается и Ктав Софер[iv]. Речь не обязательно о том, что будут формально отменены те или иные заповеди. А о том, что после окончательного избавления человек вернется на изначальный уровень Адама до греха, в результате чего у него исчезнет дурное начало (йецер а-ра), толкающее его к греху: для него станет очевидным присутствие Б-га, а также благо от исполнения заповедей и зло от их нарушения.

И тогда он естественным образом будет хотеть исполнять заповеди и бояться греха. Как голодного человека не надо заставлять есть и объяснять, что еда это благо, — он сам хочет есть и рвется к пище, — так в будущем не надо будет приказывать людям соблюдать заповеди, они сами будут испытывать «голод» к заповедям. И грехов будут бояться как огня, которого все и без запрета избегают, опасаясь обжечься.

С одной стороны, это будет блаженное состояние, но, с другой, тогда уже не будет смысла награждать человека за выполнение заповедей и отказ от греха — награду дают за тяжкий труд и преодоление себя, а не за следование естественным инстинктам и желаниям.

В этом смысл утверждения о том, что больше не будет заповедей: принципы-то сохранятся, но исчезнет необходимость заповедовать человеку их соблюдение.

А что касается запретов типа шаатнез — то ведь в Талмуде сказано не то, что люди сами захотят носить такую одежду, а только то, что ее можно будет носить! Согласно одному из объяснений, тогда весь мир перейдет к состоянию, в котором будут разрешены противоречия. Конкретно, совмещение шерсти и льна как разных начал — животного и растительного мира — не будет противоречием, ибо всё будет едино.

Однако есть также утверждения об отмене заповедей, требующие дальнейших пояснений. Например, о том, что будут отменены все праздники, кроме Пурима (по некоторым мнениям, также кроме Хануки и/или Йом-Кипура). Тут, даже если интерпретировать отмену как замену указания на естественное желание, остается вопрос: почему тогда «неотмененные» праздники не будут ощущаться так же естественно?

Есть также мнения, что будут отменены именно предписывающие заповеди, а не запреты — или наоборот. Много тут разных мнений и объяснений, но, так или иначе, остается Ваш вопрос: как всё это сочетается с принципом вечности и неизменности Торы?

Ответ можно вывести из того, что сказано в книгах Сефер а-Икарим[v] (43:16) и Сдэ Хемед[vi]: отмена той или иной конкретной заповеди или даже многих из них, в принципе, не противоречит идее вечности Торы. Ведь сама Тора предусматривает разные заповеди для разных людей — и эпох. Некоторые заповеди могут быть выполнены только коаним («священниками»): только они совершают жертвоприношения, только им запрещено вступать в брак с разведенными женщинами или становиться ритуально нечистыми, заходя на кладбище.

И одному человеку в течение его жизни Тора может дать разные предписания: до возраста бар-мицвы (13 лет, еврейское совершеннолетие для мальчика) он формально ничего не должен (хотя на практике начинает соблюдать мицвот еще в детстве — в качестве подготовки к взрослой жизни). Но и после бар-мицвы тоже: например, если человек беден, он освобождается от заповеди отделять десятины.

Вот и наш народ, история которого тоже подобна циклу жизни, до дарования Торы еще не был формально обязан соблюдать многие заповеди (хотя на практике праотцы уже их соблюдали). И есть основания предполагать, что после окончательного избавления наступит эпоха, подобная «выходу на пенсию»: человек еще жив, и еще может — и должен — многое делать, но основное дело его жизни уже завершено. И теперь уже нет у него тех обязанностей и той степени ответственности.

К тому же, цель заповедей — в большой мере в том, чтобы исправить и усовершенствовать человека. А в будущем, вернувшись на изначальный уровень Адама до греха, человек уже будет исправлен и усовершенствован. Поэтому действительно возможна отмена тех или иных заповедей, в выполнении которых больше не будет надобности.

Одно здесь важно подчеркнуть: только Сам Б-г решает и передает через Тору, когда именно нам надо или не надо выполнять заповеди. Иными словами, Тора вечна, и в рамках этой вечности она предусмотрела, что определенные заповеди выполняются на одном этапе истории, а не на другом.

Но мы, люди, не можем сами решить, что та или иная заповедь, или целая их группа больше не актуальна и нет смысла в ее исполнении. Это означало бы — изменить Тору или сменить ее на другую.

Понятно, что именно об этом говорит Рамбам в сформулированных им 13 принципах иудаизма. Ведь он жил в Средневековье, когда наша религия подверглась фронтальной атаке со стороны отколовшегося от нее христианства. Оно не просто называло себя правильной религией, а иудаизм неправильной — оно утверждало, что является истинным продолжением иудаизма. Что изначальная Тора с ее заповедями стала «Ветхим Заветом», а главный теперь «Новый Завет», согласно которому большинство тех заповедей больше не нужно.

Об этом и говорит Рамбам: подобные идеи — менять саму Тору и на этом основании отменять те или иные заповеди — для нас категорически неприемлемы. Нет, Тора остается той же и заповеди теми же, но в рамках этой системы какие-то заповеди могут относиться к тем или иным людям, а не к другим, или к той или иной эпохе, а не другой.

Всё — как скажет сама Тора. Которой мы вечно должны сохранять верность.

С уважением, Меир Мучник


[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Термин «Тосафот» буквально означает «прибавления», «добавления». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.

[iii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030 / 1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[iv] Раби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер (Ктав Софер; 5575-5632 / 1815-1871) — духовный лидер евреев Венгрии и Словакии.

[v] Раби Йосеф Альбо (5120-ок. 5204 / 1360-ок.1444, Испания) — выдающийся религиозный мыслитель. Автор Сефер а-Икарим («Книги основ»), обращенной к интеллектуальному и философски настроенному читателю. В этой книге он разъясняет основные принципы еврейской веры и прослеживает ее корни.

[vi] Раби Хаим-Хизкия бар-Рефаэль-Ашер-Элияу Медини (Сдэ Хемед; 5595-5669 /1834-1908, Иерусалим — Стамбул — Карасубазар — Иерусалим — Хеврон) — выдающийся законоучитель. Автор талмудической энциклопедии в восемнадцати томах Сдэ Хемед. Над ней раби Медини работал на протяжении всей своей жизни. Она до сих пор сохраняет свое практическое значение и используется не только в качестве всеобъемлющего справочника, но и как авторитетный галахический кодекс.

Материалы по теме

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции и духовности

Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»

По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»

Мертвые ничего не знают?

Рав Зеев Урман

«Мишне Тора»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Повторение Закона


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше