Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как сохранять еврейскую семью, прививать детям традиционные ценности, живя на Западе?

Темы: Эмоции, Воспитание детей, Прогресс и Тора, Чувства и разум, Подростковый период

Отложить Отложено

Доброе время суток! Подскажите и дайте верный совет, как поддерживать еврейскую семью, растить и воспитывать детей по тем традициям, как мы привыкли, живя в Европе и Америке, и даже уже в Израиле, где вокруг царят разврат и полная потеря всех семейных ценностей? Становится страшно… Мы не являемся религиозной семьей… N.

 

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Ваши чувства вполне понятны. Многие из нас выросли в позднесоветскую или перестроечную эпоху в либерально настроенной среде, но тогда «либерализм» означал жажду свободы слова и передвижения, терпимость к инакомыслию, неприятие тоталитаризма и диктатуры, а также расизма и антисемитизма.

Но теперь, как нередко бывает, одержав важные победы в той борьбе, либерализм двинулся дальше и перешел уже к крайностям. Теперь «терпимость» надо проявлять не только к нацменьшинствам, но и к другим типам меньшинств, включая ЛГБТ. И не просто проявлять терпимость, а делать из них святых великомучеников и пропагандировать идею, что их образ жизни совершенно нормален и даже является поводом для гордости. А кто испытывает хоть какой-то дискомфорт по этому поводу, тем более — выражает его, тот, считай, фашист, которого нужно срочно «отменить».

Семья — это муж, жена и (в обычном случае) родившийся у них ребенок. Раньше это было такой же аксиомой, как дважды два, но теперь в некоторых кругах реакция на подобное утверждение будет почти такая же, как на «Хайль Гитлер».

Что же делать?

Действительно, очень трудно воспитать ребенка в такой среде и привить ему традиционные ценности. Даже если постоянно повторять верные установки, это поможет лишь до определенной степени. Ибо дети в целом склонны перенимать взгляды и жизненные установки «улицы», особенно — сверстников, с которыми они вместе растут и в общество которых они естественным образом стремятся вписаться. А это общество им диктует: вот такие взгляды теперь у нас в ходу, такая мода, и если хочешь идти в ногу со временем, быть «крутым» и «прогрессивным», то думай и говори так. А родители — так они предыдущее поколение, застрявшее в прошлом и не понимающее современный, новый мир. Их взгляды нужно гневно отвергать или высмеивать — как утверждение, что земля плоская.

Против такого напора слабо действуют логика, факты и здравый смысл. Романтизм, устремленный в «прекрасное далеко», чувство братства и единения со сверстниками, эмоции и стремление изменить мир к «лучшему» более притягательны, чем сухие факты и доводы разума. Вот и слышим сегодня порой совсем идиотские доводы и лозунги, которые в пух и прах были бы разбиты простой логикой, если только на секунду задуматься. Но не хотят те люди задумываться, им уже и так «всё ясно», а доводы — это только чтобы «лишний раз доказать».

Поэтому единственный шанс привить детям правильные ценности — это позаботиться о том, чтобы они росли в таком обществе, которое исповедует эти ценности, чтобы так думали их сверстники. Подобные социумы существуют, но реалии жизни таковы, что, так или иначе, придется выбирать.

Есть, например, западные консерваторы. Но их общество — часто не только не «либеральная», но даже и не интеллигенция, и живут они не в больших городах, а в провинции, в маленьких городках или деревнях. И образ жизни, и характер у них несколько иной, чем тот, к которому привыкли те из нас, кто вырос в советских или постсоветских городах. (Да и старый, традиционный антисемитизм у них еще не везде выветрился). Так что среди них тоже с большой долей вероятности будет непривычно и некомфортно, и необязательно захочется, чтобы дети впитывали дух той жизни.

Есть Россия, которая сегодня открыто выступает за традиционные, семейные ценности и в этом плане противопоставляет себя Западу. Но и у нее свой характер, и тут уж — кому что по душе.

Даже в чуждой среде можно попытаться найти единомышленников, людей, подобных вам самим, и стараться, чтобы и дети проводили время в компании их детей, таким образом, обитая на островках разума посреди моря безумия, в оазисах посреди пустыни.

Наконец, если мы говорим о евреях, есть общины — обычно в больших городах или их пригородах. Тоже своего рода «островки» и «оазисы». И, по крайней мере, ортодоксальные общины даже на Западе по сей день исповедуют традиционные ценности и воспитывают в них молодое поколение. Поэтому, если для Вас это важно, можно послать детей в еврейскую религиозную школу. Зависит, конечно, от того, где именно Вы живете и какие школы Вам доступны.

И, конечно, дети есть дети везде, и нет гарантии, что даже в еврейских религиозных школах будет рай. Но важное для Вас стремление воспитать детей в традиционных ценностях — будет. Так что стоит поисследовать в этом направлении. Идеал необязательно найдете, но его, как мы видели, практически нигде нет. Везде приходится делать какой-то выбор, решая, что важнее.

Да поможет Б-г нам всем правильно определять приоритеты и находить то, что ищем!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его