Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В каких случаях и кому Творец ожесточает сердце — как фараону?

Темы: Йецер а-ра, Свобода выбора и предопределенность, Египет, Фараон, Казни Египетские, Сердце

Отложить Отложено

Добрый день! Прошу адресовать вопрос Раву Меиру Мучнику.

В каких случаях и кому Творец ожесточает сердце — как фараону? И как отличить, что это не йецер а-ра (дурное стремление, стремление к злу), а Творец воздействовал на твоё сердце, на пользу? Алия

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Алия!

Вы задаете интересный вопрос.

Прежде всего, само то, что Б-г ожесточил сердце фараона, — непростая тема. Ведь, по идее, у каждого человека должна быть свобода выбора, в этом весь смысл нашей жизни. Только если человек реально способен решить так — или по-другому, он может нести ответственность за свой выбор и заслужить за него награду или наказание. Если же фараон был лишен этого выбора и действовал, по сути, как марионетка Б-га, «под гипнозом», то какой с него спрос?

Поэтому рав Гирш[i] объясняет это «ожесточение сердца» так: фараон находился под колоссальным давлением. На его страну обрушивались одна за другой казни, вызывающие катастрофические разрушения, они делали невозможной нормальную жизнь. Всё это должно было заставить его отпустить евреев.

Если пользоваться примерами из новейшей истории, это сродни интервенции НАТО с целью заставить какого-нибудь местного диктатора уйти из оккупированной им страны (или из своей собственной). И хотя у диктатора обычно своя армия, репрессивный аппарат — и крутой характер, — всё-таки другая сторона несравнимо сильнее, бесконечно сопротивляться он не может и, в конечном счете, вынужден уступить (или погибнуть). Не потому что хочет, а потому что — куда денешься?

Но Б-г ожесточил сердце фараона — сделал его нечувствительным к этому давлению. Чтобы фараон мог самостоятельно решать, что делать с евреями, руководствуясь собственной логикой и чувствами, как будто никто на него не давит и всё зависит только от него. Таким образом, на самом деле ожесточение сердца не лишило фараона выбора, а, наоборот, вернуло ему выбор!

Однако можно объяснить и по-другому. «Потоки вод — сердце царя в руке Господа: куда захочет, Он направляет его» (Мишлей 21:1). Поскольку царь — не обычный человек, он влияет своими действиями на целую страну или даже на весь мир, то Б-г может использовать его, чтобы направить события национальной/мировой истории в определенное русло. Чтобы достичь той или иной Своей цели.

Так, Десять казней, согласно трактовкам мудрецов, составляют четкую и законченную систему, в которой у каждой казни свое место и своя роль. Как мы видим в Пасхальной Агаде, раби Йеуда[ii] распределил их по группам, по три казни в каждой, а казнь первенцев — над всеми, как «венец». И всё это имеет объяснения. Также общее число казней — десять — считается параллелью десяти речений Б-га, которыми Он создал мир: казни раскрыли, что Он стоит за всем мирозданием, всеми его событиями. Поэтому создается впечатление, что эти казни должны были обрушиться на Египет. Значит, Б-г повлиял на сердце фараона так, чтобы он привел Египет к этим казням.

Таким образом, простой ответ на Ваш вопрос, кому Творец ожесточает сердце: царям, правителям. Когда хочет их руками повернуть события в то или иное русло.

Однако если призадумаемся, увидим: на самом деле цари лишь самый простой и очевидный пример воздействия одного человека на целое общество. Ведь и многие другие люди обладают влиянием. И политики, и начальники всех рангов. Более того: каждый из нас может влиять на своих родных, близких, коллег, играть роль в их жизни. И маленькие дети тоже влияют на родителей и учителей. В человеческом обществе вообще всё взаимосвязано, и даже действия совершенно незнакомых людей могут влиять на нашу жизнь. А наши действия — на их жизнь. Например, уволился кто-то с работы — появилась вакансия для другого. Поэтому вполне возможен сценарий, когда Б-г «подталкивает» человека — любого — к определенному действию с целью повлиять на чью-то еще жизнь.

Далее: как распознать, что это не дурное начало, а воздействие Б-га на твое сердце — на пользу?

Здесь надо помнить, что дурное начало — это не какая-то отдельная сила, независимая от Б-га, а соблазны, возникающие в силу слабостей и недостатков нашего характера — по воле Б-га, чтобы испытать нас. Так что в любом случае это Б-г нас «подталкивает». А вопрос у нас, значит, такой: это соблазн, которому нужно сопротивляться, или воля Б-га, Который постановил, что данное действие должно быть совершено? (Потому что, в конечном счете, Б-г всё делает к лучшему).

Но тогда понятен и ответ: если это действие явно греховное, то соблазну определенно нужно сопротивляться. Результат может оказаться волей Б-га? Тогда Он и побеспокоится о том, чтобы этот результат так или иначе был достигнут. Как у нас говорят, «у Б-га много посланников». Вовсе не обязательно, чтобы дело было сделано именно нашими руками. Скорее, наоборот: грязную работу поручают грязному человеку — чтобы чистый не пачкался, а этот и так грязный. Поэтому, если заботишься о своей чистоте, не пачкайся.

В то же время думается, что всё-таки есть хотя бы один признак того, что человека подталкивает к определенному действию Б-г, «ожесточая его сердце»: человек явно помешан на какой-то идее. На том, что определенное действие надо осуществить. В его глазах это абсолютно необходимо. Либо, по его убеждению, так правильно, либо не совсем, но это меньшее из двух зол, большее из которых недопустимо. В таких случаях действительно трудно говорить о полной свободе выбора: ведь выбор — это когда человек видит разные варианты. А тут он настолько убежден, что надо именно так и не иначе, это так для него очевидно, что ему и в голову не приходит возможность иного взгляда на вещи. А если кто и подает идею — отметает с порога: глупости! Ни в коем случае!

И/или человек действует иррационально, даже с точки зрения собственных интересов, его разум в этом плане помутнен.

Только тут, конечно, может возникнуть вопрос: разве так мы не оправдаем всех фанатиков, абсолютно уверенных в том, что их дело правое? Вплоть до самого Гитлера, который, похоже, всерьез считал евреев «недочеловеками», которых необходимо уничтожить, и был явно на этом помешан. Да и нападение на СССР было иррациональным действием: не учел уроки Наполеона, касающиеся вторжения в Россию вообще и с угрозой застрять на зиму в частности. А также уроки Первой мировой: для Германии губительно воевать на два фронта. Короче, явно был помешан. Да и Холокост, как это ни печально, всё-таки неизбежно был волей Б-га. И что, неужели оправдаем Гитлера?

Конечно, нет. Но не потому, что знаем точно, как судил его Б-г, — это знает только Он Сам. Просто тот, кто привел к гибели шести миллионов евреев и десятков миллионов других людей, ко всем ужасам и разрушениям той войны, — явно очень и очень грязный человек. Чем и как — Б-г разберет. Но, так или иначе, не может быть, чтобы человек с такой чернотой души, с таким слоем облепившей ее грязи, не столкнулся на том свете с последствиями своей деятельности. Как и все ему подобные.

А что касается нас самих, то следует, принимая решения, как можно более тщательно и объективно взвешивать все варианты. Проверять, не увлеклись ли мы чрезмерно той или иной идеей, не превратилась ли она в идею-фикс. А также помнить: часто только со стороны видно, что человек уже на чем-то помешан, а сам он считает, что поступает разумно и правильно. Поэтому надо стараться прислушиваться к другим людям. Так больше будет шансов избежать выполнения грязной работы.

Да удостоит нас Б-г выполнять только чистую.

С уважением, Меир Мучник

 

[i] Рав Шимшон-Рефаэль Гирш (5568-5649 / 1808-1888) — раввин и писатель, выдающийся противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма.

[ii] Раби Йеуда бен-Илай (в Мишне назван просто «раби Йеуда», ок. 3805 - ок. 3925 / ок. 45 - ок. 165) — мудрец Мишны, один из ближайших учеников Раби Акивы.

 

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше