Темы: Человек, Предназначение, Радость, Будущий мир, Депрессия, Элияу, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЕсть ли какой-то короткий, но эффективный путь или «нестандартное решение» (кицур дэрех), чтобы гарантировать себе Будущий мир? Я не имею в виду мученичество, не дай Б-г. N.
Здравствуйте, N.!
В Талмуде (Таанит 22а) рассказывается, как раби Брока встретил пророка Элияу на рыночной площади. (Можем представить себе, что бы мы спросили у пророка Элияу в такой ситуации: какие выигрышные номера в следующей лотерее, когда Машиах придет и т. д.) А вот раби Брока задал ему такой вопрос: а кто из находящихся здесь — бен олам а-ба, т. е. человек, который уже заслужил Будущий мир?
Сначала Элияу не смог ответить, т. к. не увидел таких людей. Однако через некоторое время он указал на двоих, стоявших в стороне. Раби Брока бросился к ним и спросил, каково их занятие. Они ответили: они — бадханим — веселят людей.
Раши (раби Шломо Ицхаки; 4800-4865 /1040-1105, выдающийся комментатор Танаха и Талмуда) поясняет: смехим у-мэсамхим бнэй-адам — они сами жизнерадостные, веселые и других людей радуют. Здесь Раши говорит нам, в чем была их сущность, их особенность: радостные и радующие.
Отметим, быть бен олам а-ба — это не значит иметь долю в Будущем мире, доля есть у всех, т. е. у всех есть шанс туда попасть (см. мишну в Санхедрин 10:1). Быть бен олам а-ба здесь, в этом мире, значит: уже находиться на этом пути. Это уже человек с особым пропуском, входным билетом. Входит туда, не проходя очищения в аду и т. д., его пускают сразу же.
И решающим здесь является, согласно Талмуду, то, что человек радуется сам и радует других. Почему? Маарша (раби Шмуэль-Элиэзер бар-Йеуда а-Леви Эйдельс; 5315-5392 /1555-1631, выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда) и некоторые другие комментаторы полагают: заслуга этих людей с рыночной площади в том, что они мирили людей.
Другие считают: их заслуга была в том, что они выводили людей из депрессии. Когда человек грустный, он не может служить Творцу.
Рав Элимелех Бидерман рассматривает комментарий Раши: «радуют других людей». Конечно, людей, кого же еще? Почему просто не сказать «радуют других»? Рав Бидерман говорит: Раши добавляет эти слова, чтобы объяснить, как именно они радовали окружающих — напоминали тем, что они люди… Показывали им, что они — венец Творения, ради них был создан мир, они особенные.
Так радовал людей, например, р. Шломо Карлибах (1925-1994, раввин, певец и общественный деятель, личность яркая и неординарная; приблизил к Торе множество евреев по всему миру благодаря своим песням и историям, а также — теплому отношению).
Он выступал в самых различных местах. Однажды, в конце семидесятых, ему разрешили устроить концерт на Хануку в тюрьме — как-то вдохновить и порадовать евреев, находившихся тогда в заключении. Он приготовил латкес (картофельные оладьи, которые едят на Хануку), взял гитару и отправился в тюрьму. В его распоряжении было 25 минут, для концерта предоставили комнату. Он вошел, обнял каждого из присутствующих, пел песни, рассказывал о Хануке. Время прошло быстро.
Когда охранник собрался проводить его к выходу, р. Карлибах сказал, что хотел бы поговорить и с другими заключенными. Ему ответили, что евреев здесь больше нет, они все были на концерте, но р. Карлибах попросил, чтобы ему дали возможность пообщаться и с другими. Они были в столовой. Его привели туда, он обнял всех, кто стоял близко, сказал несколько слов о том, что нельзя сдаваться, отчаиваться — ведь, в конце концов, будет свобода и новая жизнь.
Затем рав Карлибах с охранником пошли к выходу — и вдруг слышат: кто-то бежит следом. Оборачиваются: за ними несется здоровенный заключенный. Испугались. Но человек этот остановился и сказал: «Я просто хочу поблагодарить за то, что вы меня обняли. Это был первый раз в жизни, что меня кто-то обнял. Думаю, если бы кто-то обнял меня раньше, я не был бы в тюрьме… Вы отнеслись ко мне как к человеку. Можно попросить, чтобы вы меня еще раз обняли?» Конечно р. Шломо обнял его и пожелал ему всего лучшего.
Таков один из возможных «коротких путей» заслужить Будущий мир: показать человеку его человеческую ценность, напомнить о ней, вернуть ее.
С уважением, Шломо Гольдман
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Ита Минкина
Рав Менахем Эпель
Рав Менахем Эпель отвечает на вопросы: чему соответствуют 365 запретов Торы? А 248 предписаний? Для чего Всевышний дал нам тело? Какому органу человеческого тела соответствует каждая из заповедей? Какие заповеди «исцеляют всю плоть»?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография величайшего праведника и пророка. Согласно традиции, Элиягу был новым воплощением души первосвященника Пинхаса.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Меир Мучник
С этим к раввину или к психиатру?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Книга Царей (Млахим)»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?