Темы: 613 заповедей, Будущий мир, Смерть, Жизнь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Хотел бы спросить, что будет с хорошим человеком после смерти, если он не исповедовал Иудаизм. Разумеется, что понятие «хороший» формальное. Заранее спасибо! N.
Здравствуйте, N.!
Вы задаете важный вопрос. А ответ представляется таким.
По словам мудрецов, избрав потомков Авраама, еврейский народ, для поддержания прямой связи с Ним (так как лишь евреи тогда приняли на себя это), Б-г разделил остальное человечество на семьдесят основных народов и поставил их под управление семидесяти ангелов, «окружающих Его трон». Это значит, те люди могут воспринимать Б-га не напрямую, а косвенно, через «призму».
В прошлом это означало — через посредство различных ангелов и небесных сил, которым приписывали самостоятельность.
Сегодня это означает — воспринимать центральную Истину, за которой стоит Б-г, через посредство различных идеологий, в каждой из которых может содержаться доля Истины. Через «призму» этих идеологий.
Еврейскому народу Б-г заповедал соблюдать 613 заповедей Торы. А остальным людям — семь заповедей потомков Ноаха. То есть и те люди, которых Он поместил под управление ангелов и которые воспринимают Б-га через «призму» других религий и идеологий, могут соблюдать эти семь заповедей.
И понятно, почему: ведь вне зависимости от господствующей в обществе религии или идеологии в большинстве случаев человеку с детства прививают неприятие убийства, воровства, несправедливости, понятие о важности взаимопомощи, честности и т. д. Кого ни спросим, обычно с этим согласятся.
А ведь в этом и заключается выполнение семи заповедей потомков Ноаха — это гораздо больше, чем семь предписанных или запрещенных отдельных действий.
Например, заповедь «не убий» запрещает не только само убийство. По словам мудрецов, тот, кто выставляет человека на позор, — хуже убийцы. Он его «уничтожает», тот «погибает в общем мнении». Так что полноценное выполнение заповеди «не убий» — это воздержание от нанесения любого «ранения» человеку. Не оскорблять, не уязвлять, не отравлять жизнь.
И заповедь «не укради» не только запрещает кражу, но и предписывает честно вести бизнес, соблюдать все его законы и правила, запрещает взяточничество.
И заповедь установить систему правосудия — «из той же оперы»: установить правовое государство, где главенствует закон и вершится справедливость.
Таким образом, тот, кто полноценно соблюдает заповеди потомков Ноаха, — это и есть «хороший человек»! Не убивает и не наносит ущерба людям, живет по совести, честен, законопослушен. Быть «хорошим» — это не просто формальность, это конкретный образ жизни. На который способен любой человек, ибо в таком духе он обычно и воспитывается.
А поскольку тот, кто соблюдает заповеди Б-га, получает за это награду, это должно относиться и к людям, соблюдающим заповеди потомков Ноаха.
А мудрецы учат: истинная награда за выполнение заповедей в этом мире невозможна: он слишком ограничен и полон проблем, чтобы дать полноценное и бесконечное блаженство. Значит, эта награда будет в Будущем мире — для всех, кто ее заслужил, выполнив волю Б-га. Ту миссию, с которой Б-г послал его в этот мир.
И действительно, мудрецы говорят: у праведников народов мира есть удел в Будущем мире (Санхедрин 10:2).
Что именно с ними там будет?
В точности сказать невозможно — как и сказать в точности, что там будет с евреями. В смысле, мы знаем, что будет хорошо, но вот как именно, каким будет мир, мы не знаем и не можем вообразить. Ибо, по словам мудрецов (Брахот 34 б), все предсказания пророков о прекрасном будущем относятся только к эпохе Машиаха, еще в этом мире, но о Будущем мире можно сказать лишь словами пророка Йешаяу (64:3): «Никто [этого] не видел, Б-же, кроме Тебя».
Но в одном можем быть уверены: каждый получит в точности то, что заслужил. Его будут судить по справедливости и с полным пониманием всех сторон его поступков. И, если жил по совести, выполнил волю Б-га, сыграл свою роль в жизни, то должен получить полагающуюся за это награду.
Да удостоимся ее мы все!
С уважением, Меир Мучник
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Куклин
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Сказано в Гемаре: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру»
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его