Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему религиозные в каждом поколении считают, что именно в их время придет Машиах?

Темы: Иштадлут, Ненависть, Злословие, Грех, Машиах, Галут, Храм, Психология, История

Отложить Отложено

Я заметил, что религиозные каждое свое поколение воспринимали как особое — и что именно сейчас должен появиться Машиах. Например, после чтения историй про лжемашиахов именно такое впечатление и остается.

Так вот, это чувство особости именно их поколения и именно их временного отрезка — это что-то из психологии или из Торы? Мне просто интересно, откуда это ощущение в религиозной среде. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы правильно замечаете, что каждое поколение еврейского народа ощущает себя именно таким, при котором должен прийти Машиах.

Потому что так оно и есть — в потенциале.

Так толкуется в Талмуде (Санхедрин 98а) стих из Тэилим (95:7): «…сегодня, если послушаете голоса Его». Машиах готов прийти в любой день, хоть сегодня, если только еврейский народ исправит свои грехи, приведшие к духовному падению и изгнанию (а это, как известно, беспричинная ненависть и разжигающее ее злословие), и будет исполнять волю Всевышнего.

Мудрецы также говорят (Иерусалимский Талмуд, Йома 5а): каждое поколение, при котором не отстроен Храм, подобно тому, при котором Храм был разрушен. Ведь то, что он не отстроен, свидетельствует: духовные причины, приведшие к его разрушению, продолжают существовать — и за это отвечает уже нынешнее поколение. Значит, стоит этому поколению исправить свои грехи — и Храм будет восстановлен.

А поскольку приход Машиаха и возвращение евреев из изгнания — это всё-таки не просто « раз — и сделано», а великие исторические события, в каждом поколении есть чувство, что они назревают. Что вот-вот свершится — и тогда может прийти избавление, если только предпримем достаточно усилий и сделаем шаги со своей стороны.

Как сказано в Пасхальной Агаде, в каждом поколении поднимается какой-то враг, стремящийся нас уничтожить. Необязательно какой-то конкретный человек типа Амана или Гитлера, иногда ситуация в целом становится чреватой, наше положение ухудшается, растет та или иная угроза — уж это действительно происходит практически в каждом поколении.

А таков закон любого хорошего сюжета: перед тем, как наступает избавление, счастливый конец, ситуация становится опасной, даже критической и создается впечатление, что конец будет вовсе не счастливым — но в последний момент все меняется и оборачивается в пользу положительных героев.

Потенциал такой кульминации и развязки существует в каждом поколении, что и ощущают евреи каждого поколения. А это значит, что они способны стать тем «положительным героем», который приводит мир к спасению. Что они могут всем народом добиться необходимого исправления грехов, а также выдвинуть из своей среды лидера, который приведет нацию и весь мир к избавлению и таким образом станет Машиахом.

Но что же делать с тем фактом, что Машиах по сей день не пришел, а каждый, кто провозглашал себя им, пока что оказывался лжемессией? Значит, каждое из этих поколений действительно не справилось с задачей и считается ответственным за то, что Храм всё еще не отстроен?

Но ведь были поколения весьма праведные, и, во-первых, трудно поверить, что они так «оплошали», а во-вторых, если они действительно не сумели выполнить эту задачу, то что можем сделать мы, если не годимся им даже в подметки?

Во-первых, даже самое, казалось бы, низкое по уровню поколение на самом деле может привести Машиаха. Среди прочего, в этом смысл стиха в Пророках, где о Машиахе сказано: «беден и восседает на осле» (Захария 9:9). На осле — как-то не очень круто и победоносно! Вот если бы на коне…

Но «осел» — это мы все, то поколение народа, на котором будет зиждиться сила Машиаха. Да, предкам в подметки не годимся, «если прежние поколения подобны ангелам, то мы подобны людям, а если они подобны людям, то мы — ослам» (Шабат 112 б). Больших высот не достигаем. Но трудимся, как можем, несем бремя, терпим жизнь.

Именно такого типа человек необходим для завершения исторического процесса — работящий, но осознающий, что не он здесь истинный триумфатор, а Б-г. Что Он вершит Конец истории и вся слава — Ему.

А во-вторых, как пишет Рамбам, нам специально не сообщено, когда именно придет Машиах, чтобы мы не слишком много об этом думали и не пытались вычислить срок, а посвящали основные усилия праведной жизни здесь и сейчас. Каждое поколение, не зная, что будет и когда именно придет Машиах, должно прилагать максимум усилий, чтобы жить праведно в целом и искоренить беспричинную ненависть в частности.

Получится или нет? Поживем — увидим. Но пока что постараемся — этого требует от нас Б-г и, в любом случае, Он нас наградит за старание. Таким образом, каждое поколение, не зная, когда придет Машиах, совершит максимальное усилие, на которое способно, — а в этом и есть цель его существования.

Есть тут сходство с тем, как нам предписано вести себя в Рош а-Шана. Мудрецы говорят, что в этот день Суда перед Б-гом «открыты три книги»: одна — книга праведников, вторая — нечестивцев, третья — «средних». Праведники удостаиваются благоприятного решения суда, нечестивцев ждет неблагоприятное, а «средние» зависают посередине и в течение десяти дней до Йом-Кипура могут своими поступками склонить чашу весов в ту или иную сторону. И каждому из нас — даже тому, кто по логике вполне мог бы считаться чистым «праведником» или «нечестивцем», — предписано считать себя «средним» и чувствовать, что каждое его действие может решить его судьбу. Так все будут стараться по максимуму.

Так и с Машиахом: у каждого поколения есть шанс своими поступками либо привести его, либо в очередной раз «отодвинуть» его приход. Поэтому каждое поколение должно прилагать максимум усилий — а уж благие дела в любом случае без награды не останутся.

Да удостоится уже наше поколение привести своими действиями Машиаха!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше