Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Тора предписывает казнить за гомосексуализм, идолопоклонство и прелюбодеяние?

Темы: Гомосексуализм, Запреты, Идолопоклонство, Измена, Прелюбодеяние, Ишмаэль, Эсав, Истинность Торы

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины! Спасибо за ваш труд. Я не могу справиться с противоречием, помогите, пожалуйста.

Тора дана на все поколения, и нельзя Тору изменять. Это аксиома. Но как быть с повелением Торы казнить за гомосексуализм, идолопоклонство, прелюбодеяние?

Гомосексуализм сейчас в просвещенном обществе не то что не осуждается, а считается вариантом нормы, права гомосексуалистов уважаются, и они проводят собственные парады. Прогрессивная общественность осуждает Россию за гомофобию, хотя в России просто запрещены гомосексуальные браки и парады.

Идолопоклонство. Сейчас в цивилизованном обществе принято уважать все культуры и все верования. Нельзя даже и высказываться критически, иначе это будет оскорблением чувств верующих.

А про прелюбодеяние даже и говорить не нужно. Мужья изменяют женам, и жены изменяют мужьям (не про нас будь сказано), и это стало настолько обыденным явлением, что ни одна мелодрама, ни одно литературное произведение без этого не обходится. Максимальное наказание, которое может ожидать изменщиков, — это развод с разделом имущества.

Скажите, почему Всевышний повелел казнить их, а потом через тысячи лет дал нашим сердцам милосердие и снисхождение к ним?

Выходит, что повеления казни — не для нашего поколения? Но если Тора на все поколения, то зачем было изначально повелевать казнить, если это повеление само собой аннулировалось в наше время?

Спасибо за внимание. С уважением, Л.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Простой ответ на Ваш вопрос: Тора дана евреям, действительно на все времена, но нормы и нравы других народов всё-таки устанавливаются не совсем в соответствии с ней. А то, что их общество считается «просвещенным» и «цивилизованным», — опять же, не мы его так назвали. Мы, евреи, живущие по Торе, по-прежнему считаем гомосексуализм, прелюбодеяние и идолопоклонство недопустимыми грехами. И если другие народы так не считают, это их история идей.

В то же время надо отметить: не все эти нормы Торы нарушаются другими народами в одинаковой степени во все времена.

Да, с прелюбодеянием и гомосексуализмом в последнее время пошли вразнос. Особенно с последним. Супружеская измена хотя бы формально продолжает считаться неправильной, только в художественных произведениях воспевается роковая любовь к «изменщикам/-цам коварным». Но гомосексуализм откровенно легитимируется, более того, те, кто его практикует, провозглашаются несправедливо преследуемым меньшинством, за права которого нужно бороться так же пламенно, как за права чернокожих! Дожили.

Но на протяжении большей части истории к этому греху относились значительно менее терпимо.

Зато более приемлемым считался другой грех, тоже самый тяжкий наряду с прелюбодеянием и идолопоклонством — убийство. Человеческая жизнь стоила гораздо меньше, в целом нравы были более крутыми.

Человека запросто могли убить, например, на дуэли.

При взятии города обычным делом было его разграбление и убийство всех жителей, попавшихся под руку, включая женщин и детей (женщин, понятное дело, не только убивали). Но в последнее время, по крайней мере, формально, войну принято вести менее жестоко. Если еще во Вторую мировую все стороны практиковали ковровые бомбардировки (а американцы даже применили атомное оружие), то теперь это считается военным преступлением. Не то чтобы никто так не делал, но хотя бы на словах все стремятся не допускать жертв среди мирного населения. И те, кого уличат в нарушении этих норм (или кому припишут их нарушение), будут опозорены, а то и отданы под суд. (Э-э-э, по крайней мере, если они израильтяне).

Также раньше господствовало неравенство, существовали крепостные и рабы, жизнь которых стоила не многим больше жизни коров или лошадей — и те, и другие были просто рабсилой, имуществом. Рабы были расходным материалом при строительстве и в гладиаторских боях (там их могли буквально стравливать с животными).

С тех пор, конечно, ситуация с правами человека кардинально изменилась, а прямо сейчас наблюдаем очередную революционную волну в этом процессе: если доселе американские полицейские в случае чего могли запросто убивать чернокожих, то теперь жизни последних приобрели такое значение, что их и пальцем нельзя тронуть. Это также крайность, но хотя бы к чьей-то смерти люди стали относиться менее равнодушно.

Если обобщить описанные нами изменения, то представляется, что они, как и многие другие, являются следствием перехода господства в мире от Эйсава к Ишмаэлю, которое уже неоднократно обсуждали.

Раньше был «мир Эйсава», отражавший его атрибуты — унаследованную им от его отца Ицхака строгость и дисциплину (гвура). Эти свойства сам Эйсав довел до крайности — до нетерпимости и жестокости. Отсюда неравенство и бессердечность мира в прошлом, ущемление человеческих прав и равнодушное отношение к жизни.

Теперь же наступил «мир Ишмаэля», отражающий его атрибуты — противоположные. Унаследованные им от его отца Авраама милосердие и любовь (хесед), доведенные им самим до крайности — разнузданности и дикости. Отсюда устранение всех рамок и перегородок, смешение того, что раньше было разграничено, потеря ориентиров, хаос.

Поэтому теперь «можно» любить кого угодно: и чужую жену, и представителя своего же пола; вместо четкой «черно-белой» картины — пестрая «радуга».

Ну, как сказано, хотя бы теперь настолько возлюбили и ближних, и далеких, что уже так просто не убивают, в целом трепетнее относятся к человеческой жизни. Хотя и в этом доходят до крайности: даже самым страшным преступникам, по идее, заслуживающим казнь, либо сохраняют жизнь, только сажают, либо, даже если казнят, то после очень долгого процесса с апелляциями и т. д.

Впрочем, если говорить о Торе, хотя она и предусматривает смертную казнь за целый ряд грехов, Санхедрин (Верховный религиозный еврейский суд), который выносит смертный приговор даже раз в семь лет, называется «губительным» (Макот 10а). А по некоторым мнениям, он называется «губительным», даже если выносит такой приговор раз в семьдесят лет.

Ибо законы судопроизводства Торы таковы, что на практике очень трудно приговорить человека к смерти. А в некоторых случаях — практически невозможно. Например, «сына буйного и непокорного» (Дварим 21:18-21), который формально подлежит казни. Или целый город, совращенный в идолопоклонство (там же, 13:13-19), который предписано полностью перебить и сжечь. По словам Талмуда, оба последних случая на практике невозможны и никогда не имели места быть, а в Торе упомянуты только ради изучения, усвоения уроков и получения награды за это.

Так что, несмотря на весьма внушительный список грехов, за которые полагается смертная казнь, на практике Тора не требует крови, а требует усвоения уроков и соблюдения высоких моральных принципов.

Наконец, об идолопоклонстве. Отметим, что в чистом виде этот грех — не просто уважение ко всем культурам и верованиям, а именно поклонение могучим силам, созданным Б-гом, — ангелам, звездам, явлениям природы — хотя сами они подвластны Б-гу и являют Его мощь и великолепие.

В представлении язычников их боги часто были — как люди: конфликтовали между собой, устраивали целые «мыльные оперы». В таком виде идолопоклонство существовало, в основном, в прошлом, в Древнем мире, но оно в значительной мере сошло на нет, когда народы приняли христианство и ислам. Последние ответвились от иудаизма, отчасти переняв его принципы, отчасти исказив их, но, так или иначе, они привили миру идею, что над всем стоит Единый, Всемогущий и справедливый Б-г и поклоняться следует только Ему.

В исламе эта идея сохранена в более чистом виде, поэтому формально эта религия даже не считается идолопоклонством. В христианстве — в искаженной форме, там есть «троица» и путаница относительно ее природы. Но и это важный шаг вперед в сравнении с идолопоклонством.

Да, при этом остается множество разных течений с их обычаями, но не все они являются поклонением разным божествам, многие — скорее разные пути к Одному Б-гу. А разнообразие подходов к Нему Тора признает.

Так что, хотя современные нравы и обычаи во многом оставляют желать лучшего, нельзя сказать, что всё в одинаковой степени неправильно и ужасно и что речь идет только о деградации. В чем-то действительно наблюдается деградация, но в чем-то — хотя бы относительный прогресс. И наше дело — продолжать придерживаться принципов Торы и на каждом этапе истории не поддаваться характерным для него модам и соблазнам, а придерживаться предписанного поведения, подавать пример такого поведения в жизни.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.