Темы: Душа, Психология, Помощь, Чувства и разум, Связь с Творцом, Еврейский алфавит
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые Равы!
Такой вопрос. Свойство человеческой психики таково, что, если человек думает о чем-то ранее им не переживаемом в личном опыте, он все равно это воображает «как может». То есть он (его мозг) всегда так будет делать: конструировать образы.
В этой связи, как стОит правильно мысленно обращаться к Творцу? В смысле, какая должна быть идеация? Что/кого нам представлять, если у Творца нет никакой материальной формы? И, по идее, нет никакого подобия в сотворенном мире.
Вопрос в контексте того, что мозг всё равно будет порождать комплекс каких-то образов Б-га, так какую им лучше придать форму? С уважением, Серж П.
Здравствуйте, Серж!
Вы задаёте глубокий и, я бы сказал, кардинальный вопрос. Как представить себе непредставимое, как понять непознаваемое, как охватить неохватное? В своё время я отметил для себя, что, если ответ на вопрос кажется невозможным, искать решение следует в самом вопросе.
В чём состоит суть обращения к кому-либо за помощью? Когда ребёнку плохо, он обращается к отцу или матери. Ведь ребёнок подспудно знает, что родители обладают тем, что не хватает ему. Он черпает у отца силу и уверенность, чтобы обрести эти качества самому. Он обращается к матери, поскольку ощущает её тепло и ласку, и это то, в чём он нуждается.
Ребёнку, в сущности, для обращения за помощью нужен не столько образ матери и отца, сколько их духовная, уникальная с ним связь, их поддержка и любовь.
Когда мы общаемся с друзьями и близкими, разве мы апеллируем к чертам их лиц или форме их тел? Нет, мы обращаемся к их духовной составляющей, их характеру, их интеллекту, их личности, то есть, говоря попросту, мы обращаемся к их душе.
Да, будучи в материальном мире, мы частенько оцениваем вещи и явления по внешней картинке, поверхностным проявлениям. И это оправдано. Но настоящее сближение с другим человеком, настоящая оценка вещей невозможны без духовной связи, без осознания духовной сущности явлений.
Вспоминая о близких, мы вызываем в памяти не столько их внешний облик, сколько те духовные и эмоциональные знаки, которыми с этим обликом связаны. Мы вспоминаем их эмоции, их реакцию на те или иные события, их мысли и идеи. Мы вспоминаем теплоту их рук, ощущение близости, особенность их восприятия, а это всё, согласитесь, трудно визуально представить, но легко ощутить как отклик в душе.
Всё это относится и к нашему общению с Творцом. Да, мы не можем — это и немыслимо — создать некий визуальный образ Творца. Мы судим о Нём лишь по Его творениям. Но все без исключения творения ограничены — пространством и временем, тогда как Он границ не имеет.
Любой визуальный образ окажется профанацией, искажением истины. Он выше любого образа и любой картинки. Он — вместилище этого мира, но вместить Его в этот мир как цельный визуальный ряд при всём желании невозможно.
Но мы способны обратиться к Нему как к Источнику силы и могущества, теплоты и любви, чтобы самим обрести силу и стойкость, ощутить расположение и поддержку. Мы можем обратиться к Тому, Кто обеспечивает нас всем необходимым, чтобы отыскать путь к благополучию. Мы склоняемся перед Тем, Кто, Единственный, обладает реальной властью над миром, чтобы оценить своё место в мире. Мы молимся Тому, Кто может наделить духовной энергией и волей для жизни в этом мире.
Для всего этого не нужен конкретный образ, не нужна ограничивающая картинка. Чтобы обратиться к Нему, нужно лишь понимать и ощущать, к Кому мы обращаемся. А чтобы этого достичь, достаточно лишь символов и знаков, вызывающих соответствующие чувства и мысли.
Для евреев такими знаками являются буквы Имени Творца. Недаром это Имя начертано на доске перед ведущим молитву (шлиах цибур). Недаром так важно иметь перед собой текст молитвы, тогда живые еврейские буквы совершают чудеса в нашей душе, вызывают особый настрой, возвышенное сосредоточение и не позволяют забыть — к Кому обращена наша молитва.
С уважением, Александр Красильщиков
Мирьям Климовская
А если маньяк какой конфеткой приманит? Как это объяснить, даже не знаем...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Берл Набутовский
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»
Любовь, ненависть и их командир
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?