Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Наш мозг всегда конструирует образы. Что правильно представлять, обращаясь к Творцу?

Темы: Душа, Психология, Помощь, Чувства и разум, Связь с Творцом, Еврейский алфавит

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые Равы!

Такой вопрос. Свойство человеческой психики таково, что, если человек думает о чем-то ранее им не переживаемом в личном опыте, он все равно это воображает «как может». То есть он (его мозг) всегда так будет делать: конструировать образы.

В этой связи, как стОит правильно мысленно обращаться к Творцу? В смысле, какая должна быть идеация? Что/кого нам представлять, если у Творца нет никакой материальной формы? И, по идее, нет никакого подобия в сотворенном мире.

Вопрос в контексте того, что мозг всё равно будет порождать комплекс каких-то образов Б-га, так какую им лучше придать форму? С уважением, Серж П.

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Серж!

Вы задаёте глубокий и, я бы сказал, кардинальный вопрос. Как представить себе непредставимое, как понять непознаваемое, как охватить неохватное? В своё время я отметил для себя, что, если ответ на вопрос кажется невозможным, искать решение следует в самом вопросе.

В чём состоит суть обращения к кому-либо за помощью? Когда ребёнку плохо, он обращается к отцу или матери. Ведь ребёнок подспудно знает, что родители обладают тем, что не хватает ему. Он черпает у отца силу и уверенность, чтобы обрести эти качества самому. Он обращается к матери, поскольку ощущает её тепло и ласку, и это то, в чём он нуждается.

Ребёнку, в сущности, для обращения за помощью нужен не столько образ матери и отца, сколько их духовная, уникальная с ним связь, их поддержка и любовь.

Когда мы общаемся с друзьями и близкими, разве мы апеллируем к чертам их лиц или форме их тел? Нет, мы обращаемся к их духовной составляющей, их характеру, их интеллекту, их личности, то есть, говоря попросту, мы обращаемся к их душе.

Да, будучи в материальном мире, мы частенько оцениваем вещи и явления по внешней картинке, поверхностным проявлениям. И это оправдано. Но настоящее сближение с другим человеком, настоящая оценка вещей невозможны без духовной связи, без осознания духовной сущности явлений.

Вспоминая о близких, мы вызываем в памяти не столько их внешний облик, сколько те духовные и эмоциональные знаки, которыми с этим обликом связаны. Мы вспоминаем их эмоции, их реакцию на те или иные события, их мысли и идеи. Мы вспоминаем теплоту их рук, ощущение близости, особенность их восприятия, а это всё, согласитесь, трудно визуально представить, но легко ощутить как отклик в душе.

Всё это относится и к нашему общению с Творцом. Да, мы не можем — это и немыслимо — создать некий визуальный образ Творца. Мы судим о Нём лишь по Его творениям. Но все без исключения творения ограничены — пространством и временем, тогда как Он границ не имеет.

Любой визуальный образ окажется профанацией, искажением истины. Он выше любого образа и любой картинки. Он — вместилище этого мира, но вместить Его в этот мир как цельный визуальный ряд при всём желании невозможно.

Но мы способны обратиться к Нему как к Источнику силы и могущества, теплоты и любви, чтобы самим обрести силу и стойкость, ощутить расположение и поддержку. Мы можем обратиться к Тому, Кто обеспечивает нас всем необходимым, чтобы отыскать путь к благополучию. Мы склоняемся перед Тем, Кто, Единственный, обладает реальной властью над миром, чтобы оценить своё место в мире. Мы молимся Тому, Кто может наделить духовной энергией и волей для жизни в этом мире.

Для всего этого не нужен конкретный образ, не нужна ограничивающая картинка. Чтобы обратиться к Нему, нужно лишь понимать и ощущать, к Кому мы обращаемся. А чтобы этого достичь, достаточно лишь символов и знаков, вызывающих соответствующие чувства и мысли.

Для евреев такими знаками являются буквы Имени Творца. Недаром это Имя начертано на доске перед ведущим молитву (шлиах цибур). Недаром так важно иметь перед собой текст молитвы, тогда живые еврейские буквы совершают чудеса в нашей душе, вызывают особый настрой, возвышенное сосредоточение и не позволяют забыть — к Кому обращена наша молитва.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его