Темы: Запреты, Цель творения, Свобода выбора, РАМХАЛЬ, Заповеди, Ответственность, Добро и Зло, Адам, Хава
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, просьба — ответьте на следующие вопросы:
В чем виноваты Адам и Ева, если они ослушались повеления Бога и вкусили запретный плод, исходя из характеристик, которыми наделил их Бог? И, соответственно, какая на них может быть вина?
И зачем был создан этот соблазн, если не для того, чтобы они поддались ему и далее можно было объяснить, почему человеческий род страдает? Ведь болезненный процесс исправления души напоминает закалку стали, на что человек не подписался бы по своей воле, сколь сладостное будущее ему ни обещали бы.
И если Бог всемогущ, почему Он не мог придумать способ развития души, например, интересным и безболезненным? Или почему изначально не установил Адаму и Еве характеристики совершенства и опыт? С уважением, Георгий
Здравствуйте, Георгий!
Спасибо за интересные вопросы.
В качестве ответов на них приведу выдержки из замечательной книги раби Хаима Фридляндера «Сифтэй Хаим» (часть 2 — «Вера и выбор»).
Ответы по порядку:
В чем виноваты Адам и Ева, если они ослушались повеления Б-га и вкусили запретный плод, исходя из характеристик, которыми наделил их Б-г? И, соответственно, какая на них может быть вина?
Сказано в Торе (Дварим 30:15-19): «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло … Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Наличие у человека свободы выбора между добром и злом — одна из основ иудаизма. Эта свобода выбора была уже у Адама и Хавы.
Рамхаль в книге «Дэрех а-Шем» (1:5:6): «Первый человек в момент своего создания… был составлен из двух противоположных частей — души и тела; в мире существовали два явления — добро и зло, и он стоял на равном расстоянии от обоих, чтобы прилепиться к тому из них, которое захочет. Ему следовало избрать добро и сделать так, чтобы душа пересилила тело, а разум — материю, и тогда он сразу же стал бы совершенным и покоился бы в совершенстве вечно».
Подытожим: Рамхаль говорит, что согласно свойствам (характеристикам), которыми Б-г наделил Адама и Хаву, у них была равная возможность послушаться или ослушаться Творца. И, соответственно, на них могла лежать вина — прямое следствие ослушания.
Если Б-г всемогущ, почему Он не мог придумать способ развития души, например, интересным и безболезненным?
Действительно, Б-г всемогущ. Но, когда мы говорим об ограниченной реальности, всегда можно спросить: а почему именно так, а не по-другому?
Кроме того, здесь следует упомянуть важный принцип. Заданный Вами вопрос касается замысла Творения, а так как человек и, в частности, его разум, находится внутри творения, в его пределах, он не может постичь что-либо, находящееся за его пределами. Так, невозможно спрашивать о смысле творения: ведь Б-г предшествовал творению и находится за пределами его понятий.
Поэтому, когда мы задаём вопросы о том, как Всевышний раскрывается в этом мире, и о смысле творения, мы не говорим о самой Его воле, о том, почему Он сотворил мир именно так: ведь это за пределами нашего постижения.
Мы спрашиваем только: чему Творец хочет нас научить — в рамках творения. Ведь если Он открыл нам в Торе какие-то аспекты Своего управления миром, значит, Он хочет нас чему-то научить, сообщить что-то, что должно нам помочь в служении Ему.
Этот Ваш вопрос касается самой воли Творца, и, соответственно, на него мы не сможем найти ответ. Отмечу только: то, что Вы называете развитием души, включает в себя изучение Торы, исполнение заповедей и сосредоточенную молитву. Так вот, для людей, которые всецело посвятили себя этому, нет ничего более интересного.
Царь Давид свидетельствует об этом так: «…законы Господа истинны, все справедливы, Вожделенней золота они и множества чистого золота, и слаще меда и сотового меда» (Тэилим 19:10-11), «Как сладки для нёба моего слова Твои, более, чем мед для уст моих» (там же, 119:103). В еврейских книгах запечатлены «признания в любви» к Торе и заповедям от мудрецов и праведников всех поколений.
Почему Б-г изначально не установил Адаму и Еве характеристики совершенства и опыт?
Иными словами (если я правильно понимаю Ваш вопрос): почему человек не создан таким, чтобы сразу получать благо Творца, а должен сначала заслужить это своей работой, выбирая добро и избегая зла?
За ответом снова обратимся к Рамхалю. В книге «Даат Твунот» он пишет: «Милосердный, благословен Он, есть бессомненно совершенное добро, а свойство добра — нести добро другим. В этом замысел Всевышнего — сотворить создания, чтобы нести им добро. Ведь если нет того, кто получит добро, — нет благодеяния. Однако для того, чтобы добро было совершенным, как знал Он в Своей непостижимой мудрости, созданные должны заслужить добро своим трудом. Только тогда они станут истинными хозяевами добра и не будет у них стыда, как у получающих милостыню. Об этом сказано (Иерусалимский Талмуд, Орла 1:3): “Тот, кто ест чужое, стыдится посмотреть в лицо дающему”».
То есть Всевышний сотворил человека таким, что он ощущает стыд, когда ему дают милостыню. Поэтому, чтобы избежать ощущения стыда, человек должен заслужить добро своим трудом.
Однако тут снова возникает вопрос: почему Всевышний сотворил человека с таким ощущением? Ведь Он мог создать человека и без ощущения стыда, и тогда человек мог бы получать благо без предварительной работы.
Тут снова следует оговориться: мы не спрашиваем о самом замысле Творца, а только хотим узнать, какой урок можем извлечь из этого факта.
На этот вопрос также отвечает рав Фридляндер в своей книге, см. выше. Приведу его ответ вкратце. Наши мудрецы, благословенной памяти, учат (Сота 14а): мы должны стараться уподобить свои качества атрибутам Творца.
Как Всевышний дает одежду нагим, так и мы должны давать им одежду. Как Всевышний «навещает» больных, так и мы должны это делать. Как Всевышний утешает скорбящих, так и мы должны утешать скорбящих. Как Всевышний хоронит мертвых, так и мы должны хоронить мёртвых.
Далее там сказано, что Тора начинается милосердием и заканчивается милосердием. Начинается милосердием — с рассказа о том, как Всевышний дал одежду Адаму и Хаве. И заканчивается милосердием — рассказом о том, как Всевышний похоронил Моше. Желание Творца — творить добро. И это основа мира, и это основа всей Торы.
Отсюда — ответ на наш вопрос. Если бы человек не стыдился получать добро «бесплатно», он не смог бы делать добро другим. Природа человека была бы иная, он искал бы только, как побольше взять себе, ничего не давая взамен.
А благодаря наличию стыда он будет стремиться не только брать, но и отдавать. Таким образом, благодаря стыду, уже в самой природе человека заложена возможность уподобить свои качества путям Творца — творить добро и милосердие.
С уважением, Менахем Эпель
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Рав Захария Матитьяу
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его