Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В чем будущее иудаизма?

Темы: Христианство, Ислам, Машиах, Народы мира, Авраам, Заповеди, Бней Ноах, Монотеизм, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Приветствую, уважаемые раввины, и благодарю вас за ваш нужный людям и угодный Б-гу труд. Как вы считаете, в чем будущее иудаизма? И в чисто религиозном аспекте, и в социальном. То есть, что принесёт он как евреям, так и другим народам? Это для меня очень значимый вопрос, буду весьма признательна за ответ. Марина

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Марина!

Спасибо Вам за теплые слова.

Давайте начнем с того, что иудаизм уже принес, и тогда станет понятнее направление. Как человек, который хочет, чтобы его взяли на работу или избрали на политическую должность, представляет свою биографию, чтобы было ясно, что он может и к чему стремится.

Начал иудаизм с того, что принес монотеизм.

В наше время главный вопрос к религии — это вопрос о существовании Б-га: есть Он или нет Его? Но, если Он есть, то само собой разумеется, что Он один. Всемогущий и Всеобъемлющий. Ну да, были там мифы у древних греков, всякие Аполлоны и Афины с Посейдонами, которые конфликтовали друг с другом, как люди, но для современного человека всё это «мифологический материал», пусть для некоторых и интересный.

Однако до появления евреев «на сцене» именно таковы были верования большинства людей. Отчасти потому, что люди в большей степени зависели от природных сил, перед которыми часто были беспомощны. Поэтому эти силы природы легко ассоциировались с какими-то сверхмощными высшими силами, и велик был соблазн обращаться к ним.

Например, если я на небольшом корабле в открытом море и разыгрывается мощный шторм, похоже, это бог моря гневается. И надо его умиротворить. Одна сила может «побороть» другую, значит, это боги на небесах меряются силой и один из них одерживает верх.

Этому мировоззрению бросил вызов Авраам, так он и стал первым евреем. Вместо того, чтобы слепо принять существующие догмы, он стал думать самостоятельно. Увидев сначала солнце во всей красе, а затем луну и то, как они сменяют друг друга, Авраам решил: это не два божества, которые попеременно становятся «царями горы». Есть один Хозяин, Который стоит над ними и управляет ими, как марионетками. И обращаться с молитвами надо непосредственно к Нему.

Для тех времен идея Авраама была настолько радикальной, что он в буквальном смысле угодил на костер: был брошен в огонь царем Нимродом. Но Б-г чудесным образом его спас, и он основал целое движение, а позже его потомство продолжало нести эту идею в мир.

Долгое время евреи оставались единственным народом, исповедовавшим монотеизм, в то время как все окружающие их народы, от египтян до римлян, продолжали поклоняться каждый целому пантеону богов. Но, в конечном счете, еврейская идея распространилась по миру, пусть и в искаженной форме, в виде двух мировых религий, отколовшихся от иудаизма: христианства и ислама. В такой форме, в какой их оказались в состоянии принять другие народы.

И теперь, немного утратив былую молодую пассионарность, многие представители западной цивилизации признают, что их ценности являются «иудео-христианскими». А когда остынут представители другой ветви, отошедшей от иудаизма (о чем на данный момент говорить явно преждевременно), то признают, что и ее ценности являются «иудео-мусульманскими».

Таким образом, огромная доля идей, которые в современном мире кажутся элементарными, «общечеловеческими», на самом деле восходят к иудаизму. И те идеи, которые обычно считаются «либеральными», и те, которые считаются «консервативными». Равноправие, гуманизм, свобода — но и семейные ценности, служение Б-гу и своему народу. Добро и милосердие, с одной стороны, дисциплина и самоконтроль, с другой.

Во всем этом мир (включая евреев) еще далек от совершенства, но в этом направлении, прямо или косвенно, ведет мир иудаизм.

Главная цель, которую ощущает человечество, — разрешение конфликтов и всеобщее единение, такой мир, где царят любовь и братство между всеми людьми. А это, конечно же, главная еврейская мечта — приход Машиаха (Мессии), который и должен добиться такой идиллии. Тогда, как предсказывает пророк Йешаяу, люди «перекуют мечи на орала» и посвятят себя позитивному строительству.

Но для такого единения нужен единый взгляд: людей объединяет общая вера, общая цель. А это предлагает именно иудаизм, с его верой в единого Б-га и Его идеи. В прошлом Авраам постиг существование единого Б-га, Возвышающегося над всеми идолами и мощными силами, которым поклонялись разные народы. И сегодня тоже, в конечном счете, надо постичь единого Б-на над всеми идеологиями, которыми увлекаются разные люди и группы людей.

Человечество инстинктивно чувствует необходимость такого единения, и на протяжении истории, особенно последних ее этапов, многие пытались добиться всеобщего подчинения и следования той или иной идеологии, в которой видели потенциал стать всемирной и привести к финальному блаженству.

Одни видели такой потенциал в христианстве и пытались распространить его по всему миру, другие видели его в коммунизме, третьи — в либеральной демократии. Каждая из этих идеологий обещала всеобщую любовь и братство — стоит только распространить ее повсюду. Правда, в каждом случае для этого приходилось иногда — а то и часто — прибегать к силе, а то некоторые почему-то сопротивлялись наступающему раю, то ли по глупости, то ли из злобы и корысти. Приходилось принуждать их ради их же блага или устранять, чтобы не мешали наступлению единства и братства для остального человечества.

Ибо все эти религии и идеологии на самом деле были, конечно же, «ересями» иудаизма. Отклонениями от него в ту или иную сторону, что создавало определенный «крен», поэтому они и не подходили всему миру, вопреки мечтаниям их приверженцев. (Хотя выдвигали и продвигали эти идеи часто именно отошедшие от своей изначальной Традиции евреи, продолжая чувствовать, что в этом единении и универсализме их цель).

Но, в конечном счете, послужить фундаментом для такого единения должен иудаизм. Именно его идеи лежат в корне ответвившихся от него в разные стороны религий и идеологий. У каждой свой крен, а общий знаменатель — в иудаизме, и так будет можно объединить людей, усвоивших произошедшие от него идеи.

В целом люди, обращающие внимание на такие вещи, чувствуют, что все в мире устроено по единым, общим законам: и физика, и биология, и человеческое общество. Поэтому ученые и мыслители часто стремятся сформулировать «теорию всего», открыть и объяснить, как всё на свете взаимосвязано. И, как правильно отмечают некоторые из них, даже формально «нерелигиозные», всё это указывает на то, что мир создан единым Творцом. По одному плану. На что и указывает иудаизм.

Это в отношении человечества вообще.

А каждого человека иудаизм ведет по пути самосовершенствования не в каком-то светлом будущем, а в его жизни здесь и сейчас. Да, в этой самой неидеальной и нервозной жизни. Иудаизм стремится воспитать нас и превратить в хороших людей.

Ведь, если посмотреть на конкретные законы Торы, в основном они касаются повседневной жизни в несовершенном мире. Законы о возмещении убытков при краже или нанесении ущерба — значит, речь идет о мире, где есть воры. Законы о наказаниях за различные грехи — значит, речь идет о мире, где есть грешники. Сами заповеди — не убивай, не кради и т. д. — речь идет о жизни, где такие соблазны существуют. Кто-то сильно мешает и раздражает. Денег очень не хватает. Призывы к милосердию и благотворительности — значит, есть бедные и обездоленные люди. Не желай дома ближнего своего, хотя он шикарнее твоего, — значит, существует неравенство. Не проклинай — хотя хочется и, вроде бы, есть за что. И так далее.

На манифест о всеобщем светлом будущем походят некоторые высказывания Пророков, но основная часть Пятикнижия и Талмуда выглядит, скорее, как законы государства в нынешнем мире — со всеми его достоинствами и недостатками.

И достаточно соприкоснуться с реальной общиной религиозных евреев, пожить с ними и узнать ее жизнь изнутри, чтобы стало очевидно: это не только теория, но и практика. Тора воспитывает милосердное общество, стремящееся к всеобщей любви и братству. Идеала оно еще не достигло, тут люди, а не ангелы, но к этому они стремятся.

К этому ведет их иудаизм.

И пока мир следует измененным формам и идеям иудаизма, лишь отчасти дающим такое единение, евреи добиваются его внутри своего общества, а за остальной мир продолжают молиться: «И объединятся все, чтобы исполнять волю Твою от всего сердца» (слова из молитвы на Рош а-Шана). И когда-нибудь так оно и будет.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его