Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Интернет-ролик о конфликте между пассажирами самолета. Кто прав?

Темы: Суд, Правосудие, Санхедрин, Конфликты и ссоры, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Недавно в интернете появился ролик, где показан конфликт между двумя пассажирами самолета.

Женщина, сидящая на предпоследнем ряду, откинула свое сиденье назад, и из-за этого получилось, что у мужчины, который сидел за ней на последнем ряду, совсем не осталось свободного места. А свое сиденье он, понятно, не мог откинуть, т.к. в последнем ряду нет такой возможности. В отместку мужчина стал трясти ее сиденье. Женщина засняла это и выставила в интернет.

Ролик вызвал бурное обсуждение, одни отстаивали права женщины, которая вроде бы не сделала ничего противозаконного, другие говорили, что она сама спровоцировала конфликт.

А как, вы считаете, надо было бы решить этот конфликт по-еврейски, с точки зрения Торы?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам.

Насколько нам удалось выяснить, у авиакомпаний нет четкой политики, какими правами обладает каждый из пассажиров в данной ситуации. Следовательно, пассажирам самим предоставляется право выяснения отношений. Как же разрешить эту ситуацию по Торе?

В еврейских источниках много говорится о значении справедливого суда. Например, Талмуд (Шабат 10а) говорит, что судья, который выносит правильное решение, поддерживает существование мира вместе с Всевышним. А в другом талмудическом трактате (Санхедрин 7а) сказано, что судья, который выносит правильное решение, приводит Шхину (Б-жественное присутствие) к еврейскому народу. Здесь имеется в виду, что суд производится строго по букве закона: судья скрупулёзно выясняет все обстоятельства дела, выслушивает претензии сторон, опрашивает свидетелей и на основании этого выносит решение, кто прав, а кто виноват.

Тем не менее, это не единственный способ судопроизводства, который возможен по еврейскому Закону. Талмуд (Санхедрин 6а) приводит объяснение, которое раби Йеошуа бен-Корха дает стиху из книги пророка Захарьи: «Вот дела, которые сделаете: говорите правду — каждый ближнему своему; по истине и по справедливости (для) мира судите во вратах ваших» (8:16). Как может быть, что суд и мир упоминаются вместе? Ведь, если есть суд, нет мира, а если есть мир, нет суда. Что же это за суд, при котором есть мир? — это пшара (компромисс).

Рамбам также пишет (законы Сангедрина 22:4): прежде чем приступить к суду, судья должен спросить: хотят ли стороны, чтобы был суд (дин)? Или они хотят достигнуть компромисса? И, несмотря на то, что, вроде бы, компромисс — это не истинный суд (ведь в этом случае не выясняется, кто действительно прав, а кто виноват), этот вариант является предпочтительным. Ведь при нем между сторонам сохраняются добрые отношения. Более того, Рамбам говорит, что тот суд, которому всё время удается достичь компромисса, достоин похвалы.

Кроме того, Талмуд (Сангедрин 32 б) говорит, что компромисс — это не только способ судопроизводства, но и способ выяснения отношений между частными лицами. Например, если два судна идут навстречу друг другу по реке, а река недостаточно широкая, чтобы они могли пройти одновременно, судно, которое пришло первым, имеет право и пройти первым. Но, если оба судна пришли одновременно, капитаны должны прийти к компромиссу: одно судно уступает, а другое платит за это. Талмуд говорит, что в данном случае это считается истинным судом, и так исполняется повеление Торы: «Правды, правды ищи, дабы ты жив был и овладел землею, которую Господь, Б-г твой, дает тебе» (Дварим 16:20).

Интересно, что Раши (Шмот 21:1) объясняет: неслучайно в конце главы Итро говорится о жертвеннике, а сразу за этим, в начале главы Мишпатим — приводятся имущественные законы. Это показывает, что Санхедрин (высший еврейский суд) должен находиться рядом с жертвенником. Как известно, жертвенник и Санхедрин имеют общую цель: с помощью жертвенника устанавливается мир между еврейским народом и Творцом, а с помощью Санхедрина достигается мир между людьми.

Подобные ситуации могут возникать не только в самолете, но и между соседями, на работе и даже в синагоге. Если человек пытается разрешить ситуацию «мерой суда», т.е. выяснением, кто прав, а кто виноват, то стороны становятся противниками, что неизбежно приведет к конфликту. Если же обратиться ко второму варианту, т. е. попытаться найти компромисс, то стороны могут сотрудничать и вместе придут к решению, приемлемому для обеих.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше