Темы: Каббала, Рамбам, Сатан, Смерть, Жизнь, Единство Б-га, Монотеизм, Ангел, Материальность, Бесы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ настоящее время для религиозного еврейства не существуют шедим (бесы), сатана, добрые и злые духи, а есть только единое, единственное сверхъестественное (Бог). А кроме Бога в мировоззрении нет других богов (добрых, злых духов и т.д., и т.п.)?
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос. Прежде чем на него ответить, следует внести ясность в список упомянутых Вами сущностей.
Есть принципиальное различие между бесами, Сатаном и духами, с одной стороны, и «другими богами», с другой. Об этом говорит второй из принципов веры, сформулированных Рамбамом: «…Творец, благословенно имя Его, — Один, и нет в мире цельности, подобной абсолютной цельности Его, и… лишь Он — Б-г наш в прошлом, настоящем и будущем».
То есть, Б-г действительно был, есть и будет только один, Он — Единственный Властелин всего сущего и всех сил, действующих во всех мирах. Так что других богов, действительно, нет.
Иначе дело обстоит с бесами и ангелами. Они не претендуют на независимую от Творца власть, поэтому, во-первых, их существование не противоречит принципам нашей веры. А, во-вторых, еврейские источники полны описаний этих сущностей.
В рамках данного ответа приведу лишь краткий обзор невидимых глазом творений. Тут снова следует отметить, что между ангелами и бесами тоже существует принципиальное различие.
Сокровенная часть Торы — Каббала — говорит, что кроме материального мира, в котором мы обитаем, есть ещё огромное количество духовных миров. В духовных мирах нет материи, нет понятия пространства, к которому мы привыкли в нашем материальном мире.
Так вот, ангелы являются духовными сущностями и, соответственно, обитают в духовных мирах. Тогда как бесы, несмотря на их невидимость, являются существами материальными и обитают в нашем материальном мире. Теперь — что можно сказать очень коротко о каждой из категорий.
Ангел (מלאך — мал-ах) — на святом языке это слово имеет ещё одно значение — «посланец», «посланник». И, действительно, ангелы являются посланниками Творца и выполняют самые разные задачи. Мидраш (Берешит Рабба 10, 7) говорит: «Нет такой травинки внизу, у которой не было бы своего мазаля (ангела-хранителя) в Небесах, что ударяет по ней и говорит ей: расти!».
Разумеется, травинка — это только «самый маленький» пример. Подобно этому есть ангел-хранитель у огня и у снега, у дождя и у града, у дня и у ночи, у каждого народа и каждого человека. Опять же есть разные виды ангелов: срафим, офаним, крувим, таршишим, хашмалим, арэлим и др. И упомянутый Вами Сатан — тоже ангел, задачей которого является устраивать нам испытания в этом мире. Каббалистическая литература полна описания разнообразных ангелов, включая их имена и «род занятий».
О бесах находим в Талмуде (Хагига 16:а): «Шесть вещей сказано о бесах: тремя они подобны ангелам служения, тремя подобны людям. Подобно ангелам, у них есть крылья, и они летают из одного конца мира в другой и слышат, что произойдет в будущем. Подобно людям едят, пьют, размножаются и умирают».
Рамбан в своем комментарии к Торе (книга Ваикра 17:7) приводит эти слова Талмуда и объясняет их. Он пишет, что все материальные предметы в этом мире были сотворены из четырех первоэлементов (стихий — огонь, воздух, вода, земля), соединенных в одно целое Б-жественной силой, и представляют собой «грубые» тела, ощутимые всеми органами чувств.
Кроме того Всевышний сотворил объекты, состоящие только из двух элементов: огня и воздуха. Это тела тонкие, их невозможно ощутить с помощью органов чувств. И в силу своей «тонкости» и легкости они могут летать. Соединение элементов (как у «грубых», так и у «тонких» тел) дает живое тело, а распад элементов приводит к его смерти. То есть, несмотря на материальную природу тела, бесы, подобно ангелам, невидимы, так как их материя очень тонкая.
О бесах также много сказано в еврейской литературе. В рамках этого ответа приведу только один интересный факт. Бесы имеют ещё одно наименование — «мазиким», то есть «вредящие». Поэтому от них лучше держаться подальше. Так вот, в одной книге сказано, что стих «Шма Исраэль» способствует отпугиванию «вредителей». И намек на это мы находим в самом этом стихе, так как он начинается с буквы шин и заканчивается буквой далет, а именно этими двумя буквами и записывается слово «бес» на святом языке.
Духи (рухот) — насколько мне известно, либо души умерших, которые вступают в контакт с живыми людьми, либо те же бесы — еще одно наименование.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
Кем работает Сатана?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Иудаизм — монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.
Рав Моше Абрамович
Что за просьбы о помощи к нечистому?
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Реувен Куклин
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его