Темы: Испытание, Наказание, Раскаяние, Свобода выбора, Грех, Искупление, Смерть, Болезни, Жизнь, Террор
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНекоторые страны более других пострадали от коронавируса. Значит ли это, что жители этих стран больше всех нагрешили и расплачиваются таким образом (смертями) за грехи? Больше всех пострадала сфера туризма. Значит ли это, что туризм некошерен или неугоден Б-гу? Дарья
Здравствуйте, Дарья!
С выводом о том, является ли коронавирус наказанием за грехи, надо быть осторожным. Объяснить с точностью причину и смысл всего происходящего мы сегодня не можем. В этом отличие нашего времени от эпохи Танаха, когда Б-г часто сообщал людям, почему они подвергаются бедствиям: это наказание, испытание, искупление и т. д. Теперь Б-г в целом не обнаруживает Свое присутствие, чтобы предоставить нам свободу выбора и возможность самим искать направление и смысл в жизни. Он помогает, но скрыто.
Поэтому и о нынешней пандемии невозможно однозначно сказать, что это наказание за какие-то грехи и что степень поражения коронавирусом разных стран в точности отражает степень их нечестивости, «расставляет всех по своим местам» в этом плане.
Да и конкретные цифры на самом деле не так уж однозначны. На момент написания ответа абсолютным «рекордсменом» стала Америка, с большим отрывом, далее — такие страны, как Италия и Испания, «подтянулись» также Англия и Франция. Значит, Америка особо грешная, во много раз грешнее всех остальных, а у тех — «призовые» места? Ну, не знаю.
В последние дни Россия вышла на второе место по числу выявленных случаев, но по числу умерших остается далеко позади. И как будем измерять ее «греховность»? Если по умершим, значит, менее грешна? У каждой из этих стран, конечно, есть свои недостатки и прегрешения (которые они очень любят выявлять друг у друга), но невозможно с уверенностью сказать, что сейчас они получают наказание за всё и статистика по коронавирусу всё раскрывает.
(Можно говорить, что пока что в целом больше пострадал Запад, мир Эйсава, ведущей державой которого определенно является Америка, и пытаться делать какие-то выводы о траектории цивилизации Эйсава. Но тут вопрос не столько наказания, сколько объективного исторического процесса. История — это отчасти последовательность взлетов и падений различных цивилизаций, и это может быть одним из этапов процесса).
Тем более что цифры могут быть абсолютными и относительными. Так, по доле зараженных в отношении ко всему населению страны первой остается Испания, за ней вообще Бельгия и только потом — Америка, Италия, Англия; Россия здесь по-прежнему далеко позади. И это — не считая Катара и Сингапура, у которых этот показатель очень высок потому, что численность населения невелика, вот и легко заразиться большой его части. А по доле смертельных исходов — опять другая картина.
И это только статистика по самому заболеванию, но ведь есть и экономический ущерб, о котором Вы упоминаете. Он тоже различен у всех и необязательно в точности соответствует степени распространения инфекции. Да и он может быть разным в абсолютных и относительных цифрах. Потеря многих миллионов для миллиардера менее болезненна, чем потеря гораздо меньшей суммы для того, кто и так с трудом выживал. И саму болезнь одни переносят лучше других, и самоизоляцию — психологически — тоже.
Наконец, пандемия разворачивается не в вакууме: нельзя сказать, что в мире никто не умирал — и вдруг такая напасть и умирают сотни тысяч. Каждый год в каждой стране умирает множество людей по самым разным причинам, в основном, от болезней. Если сравнить статистику смертей в некоторых странах за апрель этого года и двух предыдущих лет, то по ней одной и не скажешь, что в этом году случился какой-то особый катаклизм.
Отчасти потому, что смертность от коронавируса компенсируется падением смертности от несчастных случаев, которыми сопровождается прервавшаяся сейчас активная жизнь. Так, в Израиле общая смертность снизилась, потому что из-за карантина меньше машин стало на дорогах, и, соответственно, меньше аварий. А также люди стали меньше ходить в походы по гористым и пустынным местам юга и путешествовать по воде, что тоже бывает опасно и вносит свой вклад в статистику смертей.
Другое дело, что, во-первых, остальные болезни, аварии и т. п. — не «новости», о них обычно не говорят, а коронавирус стал общемировой новостью. А во-вторых, другие факторы смертности не заставляют весь мир изменить образ жизни, а также, вследствие карантина, понести такие огромные экономические потери. Всё происходит по воле Б-га, поэтому можно сказать, что коронавирус явно был «устроен» так, чтобы стать новостью и встряской.
В этом плане он подобен терроризму, жертвами которого статистически становится не так уж много людей, зато он делает много шума и заставляет людей менять образ жизни.
Но вот что интересно: когда происходит теракт, то стране, в которой он произошел, обычно сочувствуют, а о погибших людях говорят даже не «хорошо или ничего», а исключительно хорошо. Всегда оказывается, что они были лучшими представителями человечества. И никому в голову не приходит мысль, что, может быть, наоборот, они или их страна были в чем-то грешны, вот их и наказали! Говорить так, по всеобщему ощущению, было бы кощунственно. Но сейчас действительно многие спрашивают, за какие грехи так наказали, и пытаются судить пострадавшие страны и общества.
Почему?
Думаю, дело в том, что теракт воспринимается как действие злого террориста. Значит, тут «зло» нанесло удар по «добру», «чужие» по «своим». Поэтому можно говорить о том, какое это «зло» и какими хорошими и невинными были пострадавшие. Тогда как болезнь — это не какой-то злой человек или группа людей (некоторые пытаются обвинять Китай, но малоубедительно). Значит, это Б-г. А Он не может быть «злым». Значит, Он за что-то наказывает.
Но на самом деле «злой» человек тоже не более чем орудие в руках Б-га, Который не дал бы ему погубить людей вопреки Своей воле. С другой стороны, болезни — тоже необязательно наказание от Б-га, они могут быть и испытанием, и искуплением для праведников в этом мире, чтобы дать награду в Будущем.
Да, «устроив» эту пандемию так, что она стала новостью и большой встряской, Б-г явно демонстрирует, что это не просто очередная напасть, что она, по Его плану, должна наложить на мир свой отпечаток, оказать на людей воздействие. Но какое именно (помимо чисто физических мер — масок и дистанцирования) — еще до конца не ясно, поживем, даст Б-г, — увидим.
О своих грехах всегда полезно задумываться, и такая встряска действительно этому способствует. Но даже в таком случае каждый должен задумываться именно о своих грехах и судить себя. Судить других обычно человек не в состоянии и не вправе — ни отдельных людей, ни целые страны. Он их не знает и не понимает до конца, да и не его это дело, только Б-г всем судья. Поэтому статистика заражения и смертей в разных странах нам в этом не поможет.
Что касается конкретно туризма, тут тоже нет оснований для суждения, что он сам по себе некошерен. Б-г создал этот мир не только для того, чтобы люди в нем работали. Он также сделал мир прекрасным, чтобы люди им любовались и поражались ему. Моря и горы, небоскребы и дворцы свидетельствует о величии Того, Кто всё это сотворил — либо напрямую, либо дав идеи и возможности человеку. Поэтому если человек путешествует, чтобы увидеть, познать и оценить созданный Б-гом мир, ничего плохого в этом нет. Конечно, везде можно найти грязь. Но ведь ее можно найти и дома, так что тут всё зависит не от того, едет ли человек куда-то, а от того, свинья он или нет.
Другое дело, что во всем нужна мера, и как раз в последний год было много разговоров о том, что такие города, как Венеция или Амстердам, уже перегружены толпами туристов. Что местным жителям они уже в тягость, да и самим туристам скученность мешает наслаждаться. Что ж, в таком случае, может быть, действительно наступило пресыщение и надо было остановить этот поток на время, заставить его немного схлынуть. Да как заставить? А вот как.
Посидим пока что дома, вспомним, что в гостях хорошо, а дома лучше. А там, когда все немного отдохнем друг от друга, может быть, снова в гости. Хотя, наверное, уже не такой толпой. Ну и хорошо.
С уважением, Меир Мучник
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Реувен Куклин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его