Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему именно религиозные оказались под ударом коронавируса больше других?

Темы: Испытание, Исправление, Страдания, Заповеди, Молитва, Изучение Торы, Болезни, Здоровье, Коронавирус

Отложить Отложено

Шалом у-враха вэ-бриют эйтана (мира, благословения и прочного здоровья)! Чем вы можете объяснить, что именно религиозные оказались под ударом вируса больше других? Что об этом говорится у пророков? Правильна ли позиция игнорировать запреты? Спасибо. Да поможет нам Б-г прилепиться к Нему и умножить веру — с учетом сегодняшних реалий. Песах бари, кошер ве-самеях (здорового, радостного и кошерного Песаха)!

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая Сара-Това!

Вы задаете очень хороший вопрос…

Начнем с «естественных» причин: харедим в обычное время значительно больше общаются «вживую», собираются вместе: три раза в день молятся вместе в синагоге, дома — много детей, к каждому из детей приходит множество друзей, они сами идут к друзьям и т.д.

Кроме того, строгие меры безопасности были приняты только после Пурима, а в Пурим все ходили друг к другу — на трапезу, приносили мишлохэй манот, передавали матанот лэ-эвйоним. Наша жизнь с незапамятных пор — в очень большой мере «общинная», значительно менее замкнутая, чем принято, например, сегодня в нееврейском обществе в США и Европе или в нерелигиозном обществе в Израиле и т. д. У нас значительно более тесная связь между собой.

Поэтому передача вируса от одного человека к другому естественным образом происходит чаще…

Что можно сказать о духовных причинах?

Б-г сейчас говорит со всеми: с евреями и неевреями, с евреями соблюдающими и не соблюдающими. Когда еще это так было? К каждому у Б-га Свои требования. К неевреям — выполнять семь заповедей, данных Б-гом всему человечеству: помнить и знать, что есть Б-г и Он один, отдаляться от разврата и т.д. Очень многие игнорируют эти заповеди. К евреям другие требования, с религиозных евреев — спрос за одно, с несоблюдающих — за другое.

Рассказывают, что однажды к Раву из Бриска пришли люди: «Из-за нерелигиозных арабы устраивают террор!» Рав ответил: «Почему из-за них? А, может быть, из-за нас? Как было с пророком Йоной: когда началась буря, можно было обвинить всех находящихся на корабле, кроме Йоны: они же идолопоклонники и, конечно, это из-за них! А оказалось — буря не из-за них, а как раз из-за единственного еврея — пророка Йоны, потому что он не выполнил приказ Б-га».

К нерелигиозным претензии за несоблюдение субботы и т.д. А к религиозным за что? В большой мере — за отношения между людьми: лашон а-ра (злословие), неуступчивость, махлокет и т.д. Да и за то, что служение Ему слишком поверхностно.

Можно задать другой вопрос.

Всё, что приосходит, — от Б-га. Почему Б-г ведет так, что сейчас на практике места изучения Торы закрыты и даже в синагоги практически никто не приходит учиться в хевруте, как было всегда в предпасхальные каникулы? Синагоги были наполнены людьми, изучающими Тору. Практически мест для молитвы в миньяне нет.

Ничто в мире не происходит случайно. Как и почему Б-г это допустил? Материальные страдания, которые переносил еврейский народ, можно понять: они искупают грехи. А духовные? Помехи в совместной учебе, в общественной молитве — почему Б-г это делает нам?

Рав Деслер зацаль в своей книге «Михтав мэ-Элияу» (т. 3, с. 133 и далее) задает подобные вопросы. Чтобы ответить на них, он приводит письмо рава Мейше-Хаима Луццатто и поясняет его слова:

Есть служение Б-гу из-за внешних побочных влияний, а есть внутреннее служение. Очень часто человек совершает добрые дела, учит Тору под влиянием окружающей среды, которая поощряет и высоко ценит это.

С другой стороны, Талмуд говорит: пусть человек изучает Тору и соблюдает мицвот даже не во имя Всевышнего (лё ли-шма). Ведь, начав не во Имя, человек всё равно вырастет духовно и придет к тому, чтобы делать это во имя Всевышнего. Это можно сравнить с лестницей, по ступенькам которой поднимаются от внешнего служения к внутреннему служению Б-гу.

Обычно сразу прыгнуть вверх, минуя ступеньки, практически невозможно. Но очень важно, чтобы это привело в результате к внутреннему служению и связи с Б-гом. Однако бывает, что человек останавливается внизу: он делает много добрых дел, но без собственного внутреннего позыва.

Пророк Йешаяу остро пишет об этом (29:13, 14): «И сказал Господь: за то, что приблизился (ко Мне) народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и стало благоговение их предо Мною затверженной заповедью людей, Поэтому вот, Я опять удивлю народ этот чудом дивным, и пропадет мудрость мудрецов его, и разум разумных его исчезнет». Остро критикует жизнь человека в таком внешнем служении без внутреннего содержания.

В записях а-Гро из Вильно сказано: поколение перед приходом Машиаха будет очень поверхностным, понимание — очень внешним, и в дурном, и в хорошем. Люди будут участвовать в изнурительной гонке за материальными благами, за комфортом, и отойдут от Торы ради внешних удовольствий — не из-за мировоззрения. И духовная сторона тоже будет поверхностной. Люди будут тянуться за хорошим, потому что окружающие за это уважают и хвалят.

А как воздействовать на людей, чтобы у них сложилось внутреннее служение Б-гу, их личное, внутреннее отношение к Нему, к заповедям? Дошло до глубины души?

Слава Б-гу, в нашем поколении многие изучают Тору, множество людей приходит в синагоги, много баалей-хесед — милосердных, тех, кто помогает людям.

А сейчас Б-г хочет, чтобы мы служили ему внутренне. Он создает нам определенный стресс, чтобы мы оказались лицом к лицу с Б-гом. Построили внутренние отношения с Ним, внутреннее служение Ему, свой внутренний духовный мир.

Учиться дома, молиться в одиночестве от всей глубины сердца. Б-г забрал у нас эту «коллективность», которая влияет положительно, но поверхностно, чтобы каждый создал свою личную связь с Б-гом, с Торой, с молитвами. Чтобы учились всеми силами, оставшись одни, и молились в одиночестве из глубины сердца и чувствовали глубокую связь с Ним. Делать всё ради Него. Для Б-га внутреннее служение очень важно и дорого, и этого Б-г хочет от нас сейчас.

К Вашему вопросу об игнорировании запретов. Законы субботы известны: если есть сомнение, существует ли опасность для жизни больного, в первую очередь мы выслушиваем мнение врачей. Если врачи говорят, что ради этого больного надо нарушить субботу или что он должен есть в Йом-Кипур, мы выполняем указания врачей и «отодвигаем» запреты субботы и Йом-Кипура.

И, когда врачи говорят, что во избежание распространения эпидемии необходимо соблюдать определенные меры отдаления, необходимо слушаться. Как известно, хамира саканта ми-исура — если есть даже только опасение, что существует угроза жизни человека, мы должны быть еще более осторожными, чем при опасении нарушить запрет Торы. Поэтому, конечно, меры предосторожности мы обязаны соблюдать.

Пусть Б-г нас всех хранит и поможет создать свою глубокую внутреннюю связь с Ним.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его