Темы: Награда и наказание, Предназначение, Смысл жизни, Сотворение мира, Душа, Будущий мир
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос о теории Большого Взрыва. ОНА ПРЕДРЕКАЕТ конец Вселенной, пусть и через миллиарды лет. Так называемая Темная энергия станет причиной гибели Вселенной. Выходит, что вечного ничего нет! И даже Вселенная закончится… Надо ли понимать, что и Творец не вечен? В таком случае всё становится бессмысленным? Спасибо. С ув., Влад
Здравствуйте, Влад!
Прежде всего, не совсем понимаю, почему Вы с такой уверенностью связываете относительно свежую теорию с тем, что происходит в реальности и, тем более, с тем, что произойдёт через «миллиарды» лет. Теория остается теорией.
Нет, я не хочу подвергать сомнению преданность учёных своему делу. Но наука не была бы наукой, если бы сама то и дело не ставила под сомнение теории, которые получают научное признание. То, что сегодня общепринято, завтра вполне может быть поставлено под сомнение. Таким образом, все научные идеи, включая самые великие, должны восприниматься с известной долей скептицизма. И это — нормальное явление в сфере научных изысканий. Впрочем, всё это не имеет прямого отношения к тому, о чём Вы спрашиваете.
Дело тут в другом: если мы знаем, что у вселенной есть Творец, то какое нам дело, что говорит о «конце света» та или иная научная теория, даже если она на данный момент в принята частью ученых?
Не логичнее ли задать вопрос: а сколько времени Сам Творец отвёл на существование нашего мира? Насколько мне известно, в соответствии с нашей Традицией, передаваемой из поколения в поколение с того момента, когда она нам была дарована Творцом, вселенная в нынешнем её виде просуществует семь тысяч лет. Если учесть, что сейчас у нас на дворе 5780 год от сотворения мира, то существовать ей осталось 1220 лет. Что будет потом, и будет ли это «потом»? Это уже другой вопрос.
Но, в общем, Вы правы. Ничто в этом мире не вечно. И поскольку этот мир и всё, что его наполняет, сотворено определенное (т. е. конечное) число лет назад, то мир ограничен и конечен. Если у вселенной было начало, то будет у неё и завершение.
Но к Творцу вселенной эта «конечность» не имеет никакого отношения. Хотя бы потому, что Он — Единственный, Кто находится вне этого мира (точнее, Он является вместилищем этого мира). Ни временем, ни пространством, ни любыми другими измерениями Он не связан — по той простой причине, что Он-то их и создал. То есть, если говорить человеческим языком, Он — Единственный, Кто вечен и бесконечен.
Так что Ваше опасение, что существование человека «бессмысленно», не имеет оснований. Всё, что мы видим вокруг, и всё, что существует во вселенной, включая планеты, звёзды, галактики, туманности, все виды материи, все виды энергии, в том числе и «тёмную» (если допустить, что она действительно существует), а также законы, всем этим управляющие, — это лишь творения Создателя, ограниченные Им во времени и пространстве, имеющие начало и конец. Более того, они служат той цели, ради которой Он их создал.
Если сказать проще, всё это — огромный механизм, все части которого поставлены Им на службу не кому-нибудь, а нам, людям. Зачем? А для того, чтобы мы, в свою очередь, могли выполнить нашу задачу, для которой были сотворены. То есть, при всей конечности человеческой жизни, при всей ограниченности вселенной, наше существование ни в коей мере не может быть названо бессмысленным.
Таким образом, весь окружающий нас материальный мир — не более чем декорация, мизансцена, закулисные механизмы, на фоне и при помощи которых человек играет главную роль в драме под названием «Человеческая жизнь».
Более того, человек лишь частично связан с материальным миром. После завершения земного существования, оставив в земле свою материальную оболочку, человеческая душа — а она главная и уникальная составляющая творения под названием «человек» — окажется в другом мире, который имеет нематериальную, духовную природу. И там ей придётся дать отчёт за всё, что было совершено и сделано, а также получить соответствующее наказание за неправильные действия и награду — за правильные действия, за добрые дела. И вот тогда-то настоящий смысл человеческой жизни окажется ясным и понятным, как весенний пейзаж в свете ясного солнечного утра.
С уважением, Александр Красильщиков
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Берл Набутовский
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»