Темы: Археология, Коэн, Идолопоклонство, Храм, Святость, Храмовая гора, Арабо-израильский конфликт
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Можно ли еврею участвовать в проекте около Ар а-Баит (Храмовой горы), в котором предлагается просеивать песок с Ар а-Баит с целью найти древние следы деятельности на Горе? Спасибо.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Вы спрашиваете об археологических раскопках, которые ведутся в долине Кедрон. Небольшая предыстория. В настоящее время контроль над Храмовой горой осуществляет арабская религиозная организация Вакф (Вакуф).
Несмотря на то, что в их функции на словах входит охрана и сохранение бесценных исторических объектов, которые находятся в этом святом месте, Храмовая гора стала сейчас местом, которое арабские подростки облюбовали для игры в футбол, а местные жители не гнушаются устраивать там свалки мусора. Более того, Вакф поставил себе целью сделать всё, чтобы стереть с лица земли любые свидетельства тысячелетнего еврейского присутствия в этом месте. Для достижения своей цели Вакф старается переделать исконно еврейские святые места (синагоги и захоронения) под «арабские святыни», а кроме того ведет незаконное строительство новых мечетей и т. п.
К сожалению, израильские государственные органы закрывают глаза на подобную деятельность — иногда из опасения вызвать конфронтацию, а иногда из-за того, что это служит их политическим интересам.
Около десяти лет назад Вакф начал сооружение новой мечети в районе ворот Хульда, южного входа на Храмовую гору. В ходе незаконного строительства арабы вывезли сотни грузовиков, наполненных доверху землей с Храмовой горы, и сбросили ее в районе долины Кедрон. Как известно, земля с Храмовой горы является бесценным археологических материалом, содержащим бесчисленные свидетельства еврейского присутствия в этом месте. Именно поэтому арабы сделали всё, чтобы избавиться от нее.
Но израильские студенты-археологи, увидев происходящее, начали работы по просеиванию земли, вывезенной с Храмовой горы. С самого начала этот проект существовал на волонтерской основе и более того — официальные органы даже противодействовали ему, желая максимально скрыть следы своего бездействия. И только в последнее время эти работы получили официальный статус.
Земля с Храмовой горы имеет характерный пепельно-серый цвет, полученный в результате многочисленных пожаров. В каждом ведре просеянной земли — многочисленные ценные археологические находки, например, древние монеты, обломки посуды, обломки оружия, иногда встречаются останки людей и животных. Сложность проекта в том, что основным методом идентификации предметов является их положение в том слое земли, где они были найдены. Однако из-за варварского отношения Вакфа землю, вывезенную с Храмовой горы, сбрасывали беспорядочно, так что этот метод неприменим. Поэтому приходится находить другие методы.
Как известно, Храмовая гора обладает особой святостью и евреям запрещено подниматься туда, о чем неоднократно говорилось у нас на сайте. В этой связи возникает множество вопросов о том, как правильно организовать эти работы. Давайте обратимся к некоторым из них:
Использование храмовой утвари
Зачастую при раскопках находят черепки посуды. Это находки очень большой археологической ценности, поскольку по ним можно определить, в чьем владении Храмовая гора находилась на протяжении истории и из чего состояла пища этих людей.
Нам известно, что коаним ели части жертвоприношений только на территории Храма. По закону посуда, в которой готовилось мясо жертвенных животных, должна была разбиваться после использования (Вавилонский Талмуд, Звахим 93 б). Вполне возможно, что найденные черепки — то, что осталось от этой посуды.
Но это точно не части той посуды, которая использовалась для службы в Храме, — ведь та посуда изготовлялась только из металла.
В этой связи возникает вопрос: как поступить, если будет найдена металлическая посуда, пригодная для использования, или, например, части жертвенника? Эти предметы разрешено использовать только для службы в Храме?
Обычно использование храмовой утвари в будничных целях запрещено. Это запрет совершать меила — «святотатство». Но в данном случае вопрос немного сложнее. Талмуд (Авода Зара 52 б) говорит, что в определенных ситуациях, когда захватывают и оскверняют Храм, храмовая утварь может лишиться своей святости. Бааль а-Маор объясняет: когда греки и эллинисты захватили Храм (события, предшествовавшие чуду Хануки) и использовали храмовый жертвенник «по-своему», его камни потеряли святость. Но остальная храмовая утварь продолжает сохранять свою святость. Кроме того, только еврей может осквернить утварь таким образом, что она потеряет святость.
Согласно этому мнению, найденные металлические предметы нельзя будет использовать в будничных целях, чтобы не нарушить запрет меила.
Рамбан же не принимает это мнение и говорит: когда неевреи захватили и осквернили Храм, то вся утварь потеряла свою святость. Так что, согласно мнению Рамбана, использовать найденную металлическую утварь будет разрешено, поскольку она уже утратила святость. Поскольку этот спор остался неразрешенным, следует предпочесть более строгое мнение.
Поскольку мы все сегодня является ритуально нечистыми, возникает вопрос: запрещено ли человеку в состоянии ритуальной нечистоты дотрагиваться до камней Храма или храмовой утвари? Ведь, возможно, так им передается эта нечистота?
Камни и изделия из них не принимают ритуальную нечистоту (Рамбам, Законы об утвари 1:6). Что касается храмовой утвари, то известно, что её нельзя «заражать» ритуальной нечистотой, когда она находится на территории Храма (Рамбам, Законы о Храме 3). Но мы не нашли запрета «передавать» нечистоту этой утвари после того, как она была вынесена из Храма.
Камни, бывшие частью Храма
По закону камни, которые являлись частью жертвенника или других частей Храма, а также предметы храмовой утвари должны быть захоронены, подобно отслужившему своё свитку Торы (Рамбам, Законы о Храме 1:15).
Таким образом, получается, что камни, которые были частью Храма, найденные при раскопках, должны быть захоронены достойным образом. К сожалению, на практике камни, которые не представляют археологической ценности, зачастую просто выбрасываются.
Некоторые галахические авторитеты поднимают вопрос о том, что, возможно, этот закон относится не только к камням, но и ко всей земле Храмовой горы.
Человеческие останки
При просеивании земли, вывезенной с Храмовой горы, нередко обнаруживались и фрагменты человеческих останков. Понятно, что это не может быть частью еврейского захоронения, поскольку евреи никогда не хоронили умерших на Храмовой горе. Тем не менее, это могут быть останки еврея, который погиб при разрушении Храма и не был похоронен должным образом. Но, даже если это останки нееврея, фрагмент размером с ячменное зерно передает ритуальную нечистоту, если до него дотронуться или передвинуть. Поэтому понятно, что коаним запрещено работать на таких раскопках.
Если это фрагмент останков еврея, то возникает также вопрос о захоронении. Существует спор о том, есть ли заповедь хоронить части человеческого тела (Мишнэ ла-Мелех, в конце Законов траура; Тосфот Йом Тов, Шабат 10:5). Принято, что захоронению подлежат даже части размером с маслину («ке-зайт»). О том, что делать с фрагментами меньше этого размера, стоит проконсультироваться у раввина.
При просеивании земли с Храмовой горы могут быть также найдены фрагменты идолов, использовавшихся язычниками. Как известно, нельзя извлекать выгоду из предметов языческого культа, как бы то ни было использовать их. Более того, существует заповедь их уничтожить (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 146:14). В качестве возможной формы такого уничтожения предлагается раскрошить этот предмет, а крошки развеять над морем.
Нельзя использовать не только целых идолов, но и их части. Кроме того, есть законы о том, когда именно необходимо уничтожить эти части (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 146:11). Понятно, если они представляют археологическую ценность и их решат сохранить, это будет неисполнением еврейского закона.
С уважением, Яков Шуб
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Бенцион Зильбер
И сегодня, спустя без малого две тысячи лет после описанного в Талмуде разговора между р. Йоси и р. Хией, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Как упрочить наше пребывание на Святой Земле?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Пинхас Шнайдер
Археологические данные подтверждают еврейскую традицию
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Еврейские священники
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его