Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно помогать людям?

Темы: Испытание, Заповеди, Помощь, Хесед, Ответственность, Желание

Отложить Отложено

Уважаемый рав, хотела спросить у Вас о правилах кошерного поведения с людьми, в частности, о том, как правильно помогать людям.

Говорят «Возьми на себя проблемы людей, и Б-г возьмет на Себя твои проблемы». Но нужно ли выступать в роли «спасателя», не спрашивая у людей разрешения помочь им? Либо сначала спросить разрешения, либо подождать, когда человек сам попросит?

Дело тонкое, потому что, с одной стороны, у каждого человека свой опыт и своя ответственность. Но, с другой стороны, не хочется ставить человека в неловкое положение, когда он должен просить. Заранее спасибо, и Шаббат Шалом! N.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте, N.!

Как Вы верно заметили, дело тонкое (как и все, что касается взаимоотношений между людьми), поэтому четкого ответа здесь дать нельзя. Люди — не роботы, и расписать, как следует себя по отношению к другим во всех возможных ситуациях, просто невозможно. Тем не менее, я хотел бы отметить несколько пунктов, которые, надеюсь, в какой-то мере помогут Вам решить для себя, когда и как проявлять инициативу в помощи другим.

Говоря о помощи ближнему, мы говорим обо всех видах помощи: моральной, физической, материальной. Здесь важно выдерживать баланс между тремя основными факторами:

  1. желанием помочь,
  2. нашими возможностями предоставить помощь
  3. и желанием других принять эту помощь.

Убедиться, что наша помощь несет пользу, а не вред

Желание помогать другим, безусловно, хорошее и похвальное. Но не всегда наша помощь приносит пользу другому. Мы же знаем поговорку, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Поэтому, прежде чем выступить в роли «спасателя», нужно знать, насколько та помощь, которую мы хотим оказать, окажется полезной. И насколько — вредной. Не всегда это можно знать наверняка. Поэтому не стоит пытаться что-либо предпринимать, пока мы не поймем, каким будет результат нашей помощи. И это — аргумент в пользу того, чтобы, прежде чем помочь, спросить человека, нужна ему эта помощь или нет.

Правильно рассчитать собственные силы

В наших книгах написано, что хорошими желаниями нужно уметь управлять так же, как и дурными. Иногда человек, которым движет желание помочь, в эмоциональном порыве может взять на себя больше, чем позволяют его физические и душевные силы. Это может иметь тяжелые последствия как для того, кто оказывает помощь, так и для того, кто ее принимает (злость, нервный срыв и т.п.). Поэтому, прежде чем предложить кому-либо помощь, спросим себя: сможем ли мы потянуть то, что хотели бы сделать, не будет ли это за счет чего-то другого, например, за счет семьи?

Не все хотят, чтобы им помогали

Вы правы, не всегда людям приятно попросить нас о помощи, даже когда они в ней нуждаются. Но это не значит, что мы должны ринуться помогать даже тем, кто нас об этом не просит. Ведь существует и такой момент: не все люди хотят, чтобы им помогали, даже если им это нужно. Для некоторых принять помощь означает — показать свою слабость, для других — впустить в личное пространство («не лезь в мои дела!»). Не всем это приятно, и не все на это готовы. Поэтому не захотят принимать от нас помощь, даже если мы ее предложим и даже если она им действительно бы не помешала. Поэтому, мне кажется, если видим, что кому-то нужна помощь, стоит предложить ее, но не настаивать.

Не брать на себя чрезмерную ответственность

Мы ни в коем случае не должны брать на себя ответственность за чужие проблемы и выступать в роли спасателей. Помочь — значит принять участие, но не «перетянуть» на себя полностью ответственность за решение чужих проблем. Каждому человеку Творец посылает то испытание, которое он должен пройти. Мы должны лишь проявить участие и предложить свою помощь, но не можем заменить этого человека на его месте. Да, мы должны сделать максимум того, что в наших силах, но проблемы по-прежнему «принадлежат» только тому, кому они были посланы Свыше. Не потому, что он в этом виноват, а потому, что это его испытание, которое Творец ему послал. Очень важно помнить об этом и не взваливать на себя тонны лишней ответственности — так мы эмоционально перегорим и, в конечном счете, не сможем больше помогать другим.

В Торе есть заповедь, с помощью которой можно хорошо прочувствовать эту идею. В Дварим 22:4 сказано так: «Не смотри (в бездействии) на осла твоего брата или его быка, упавшего в пути, подними (ношу) вместе с ним». Тора обязывает нас помочь человеку разгрузить и нагрузить заново осла, который упал под своей ношей. Из того, что сказано «подними вместе с ним», наши мудрецы учат: если хозяин осла сел в сторонке, мол, у тебя заповедь — ты и поднимай, никто не обязан ему помогать. Т.е. мы видим: даже когда на нас лежит обязанность помочь кому-то, в конечном счете, наша задача — помочь ему вместе с ним, но не брать на себя полностью ответственность за решение проблемы.

Пытаться почувствовать другого

Помощь другим требует не только готовности помочь, но еще и умения уловить, когда и в какой форме эту помощь предоставить. Иногда люди отказываются принять помощь только из вежливости, мол, это неудобно. Поэтому, чтобы понять, насколько искренне человек отказывается, стоит подключить интуицию. Иногда, если деликатно настаивать (недолго), человек примет нашу помощь. Главное — показать, что нам это нетрудно и мы действительно хотим помочь. Но, если человек продолжает отказываться, лучше не лезть. Возможно, мы не смогли разгадать, что стоит за его отказом принять нашу искреннюю помощь. Мы должны соблюдать право каждого на личное пространство. И волноваться по этому поводу не надо: мы сделали, что надо было сделать, а остальное уже от нас не зависит.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его