Темы: Обида, Речь, Чистота речи, Злословие, Лашон а-ра, Хафец Хаим, Уважение, Критика, Праведники, Упрек
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак делать замечания? Правильно, чтобы не было лашон а-ра (злословия)? Барух
Уважаемый Барух!
Вопрос у Вас очень интересный и актуальный. Еще больше, чем запрет лашон а-ра, здесь действует запрет онаат дварим — обидеть человека словом. Есть такой особый запрет в Торе (Ваикра 25:17) — не обидеть человека словом, даже если ты говоришь ему правду. Да и замечание — это не самоцель. А цель — чтобы человек исправил свое поведение, чтобы это на него подействовало. Обычно надо делать замечание не при людях. И говорить в такой форме, чтобы человек готов был это принять. Чтобы почувствовал, что ему говорят для его же пользы.
Приводят от имени а-Шло а-Кадош: написано в Мишлей: «Не обличай насмешника, ибо он возненавидит тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (9:8). Смысл этого стиха очень понятен — мудрый человек готов слушать критику, а насмешник ненавидит тех, кто его критикует. А-Шло предлагает интересное объяснение этого стиха: когда ты упрекаешь человека, не говори ему: «Ты насмешник, ты дурак, ты не знаешь, как себя вести — и вот ты делаешь то-то и то-то» — тогда он будет тебя ненавидеть. А надо упрекать так: «Ведь ты такой умный, продуманный, взвешенный — тебе совсем не подходит такое действие!» Тогда человек примет критику и будет любить того, кто ему указал на промах.
Приведу примеры.
Вот укор, выраженный строго по Торе (цитирую по своей статье «Укорять, не обижая»):
«Как-то в поездке Хафец Хаим остановился на постоялом дворе, где увидел не слишком привлекательную сцену. Какой-то еврей, покупая себе еду, грубо вел себя с продавцом, а потом начал есть, не сказав благословения на пищу. Хафец Хаим хотел было сделать ему замечание, но продавец остановил его:
— Не поможет, — сказал продавец. — Это николаевский солдат. С детства в армии. Можете себе представить, какую школу он прошел за двадцать пять лет, какие у него были наставники и с кого он брал пример!
— Я уже понял, что надо делать, — улыбнулся Хафец Хаим.
Он подошел к солдату и поздоровался:
— Шалом алейхем! Я слышал, что ты отслужил двадцать пять лет. Не раз, наверно, от тебя требовали, чтобы ты крестился. Но ты остался евреем. Ты самоотверженный человек, я поражаюсь твоему духовному уровню.
Солдат был тронут. Он растрогался еще больше, когда узнал, кто так высоко оценил его. А Хафец Хаим продолжил:
— Если теперь ты постараешься во всем поступать правильно, по Торе, в мире не будет счастливца, подобного тебе».
Второй пример из книги моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем»:
«Отец всегда брал меня с собой в синагогу…Однажды — мне было лет восемь — мы с отцом сидели в сторонке и слушали, как шохет (резник, который режет скот для общины; он должен хорошо знать законы шхиты — правильного убоя скота и вообще быть человеком праведным и сведущим в Торе) разбирал мишнает с группой евреев (там было человек тридцать). Отец тихо сказал мне: “Хочу, чтобы ты знал: здесь он объясняет неправильно”. Я удивился: почему же отец не поправляет шохета?
Занятия закончились, мужчины прочли вечернюю молитву и разошлись. Шохет подошел к отцу, поговорил с ним, и отец, как бы между прочим, заметил: “Знаете, в мишнает есть одно место, которое не все правильно понимают” — и объяснил. “Ой, — говорит тот, — а ведь и я объяснил неверно. Надо завтра повторить все заново и исправить ошибку”. Тут я понял, почему отец сперва промолчал. Он не хотел при всех ставить резника в неловкое положение. Этот случай был для меня хорошим уроком».
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Хафец Хаим
Рав Реувен Пятигорский
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Мирьям Климовская
При этом он глубоко порядочен, благороден и талантлив
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Х. Вальман
Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.