Сколько лет евреи были в рабстве?18 апреля 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский В Торе в двух местах говорится, что евреи были в египетском рабстве 400 лет. Б-г сказал Аврагаму, что евреи будут в рабстве 400 лет, и после исхода из Египта тоже написано, что было 400 лет рабства. Нам в общине говорят, что евреи были в рабстве 210-230 лет, а 400 — это годы от Аврагама до исхода из Египта. Какие годы правильные? Владимир Читать дальше |
|
А вдруг все чудеса подстроили инопланетяне или наши потомки из будущего?4 апреля 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемые раввины! А вдруг все чудеса, включая события в пустыне, подстроили инопланетяне или, ещё чего пуще, наши потомки из будущего, желая внести некоторые коррективы в ход истории… а потом, мало ли, сломался их корабль и они исчезли? Если это невозможно, то почему? Спасибо, М. Читать дальше |
|
Отчего еврейский народ в пустыне был так «слеп»?19 марта 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Дорогой раввин, помогите пожалуйста понять, отчего еврейский народ в пустыне, ведомый Самим Господом через Моше, был так «слеп»? После всех чудес, которые сотворил Господь своей сильной рукой в Египте, при выходе оттуда, а потом в пустыне, народ продолжает сомневаться, обвиняя Моше, а потом вообще просят Агарона, чтобы сделал им бога, который пойдет перед ними. Было ли дело в обычной человеческой глупости, либо зной и голод уморили их до такого состояния? Помогите понять настроение современников тех дней. Большое спасибо, Р. Читать дальше |
|
Евреи вышли из Египта вооруженными. Откуда оружие у вчерашних рабов?26 января 2018 года, отвечает Рав Моше Абрамович Добрый день! В недельной главе Бешалах 13:18 сказано, что сыны Израиля вышли вооруженными из страны Египетской. РАШИ разъясняет: חמושים означает именно «вооруженными», «подпоясанными оружием». В связи с этим возникает вопрос — ведь евреи находились в Египте на положении рабов, а рабы, как правило, не имеют право носить оружия. Т.е. получается, что евреи обрели оружие непосредственно перед Исходом? Или они получили оружие каким-то другим способом? Заранее благодарю за ответ! И. Читать дальше |
|
Почему вторая египетская казнь была именно лягушки, а не какое-нибудь другое существо?12 января 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый раввин, почему вторая египетская казнь была именно лягушки, а не какое-нибудь другое существо? Заранее спасибо. Виктор Читать дальше |
|
Подскажите, пожалуйста, что такое «эрев рав»?1 января 2018 года, отвечает Рав Яков Гельфман Шалом! Подскажите, пожалуйста, что такое «эрев рав»? N. Читать дальше |
|
В кого превратился посох Моше — в змея или в крокодила?20 января 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Подскажите, пожалуйста, в книге Шмот, когда Моше в присутствии фараона бросил свой посох и он превратился — в Торе, которая у меня имеется, сказано, что в крокодила, в других переводах — в змея. Есть тут какой-то спорный момент или несоответствие? Спасибо. Виталий Читать дальше |
|
Почему когда нет достаточно времени помолиться, первым делом пропускают Шират а-Ям (Песнь на море)?4 января 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, уважаемый рав! Известно, что если опаздываешь на молитву, следует пропустить некоторые отрывки из Псукей де-Зимра (утренних песнопений, предваряющих молитву Шахарит), чтобы успеть помолиться Шмоне-Эсре (основную часть молитвы) в миньяне — вместе с десятью евреями. Сначала пропускают менее важные отрывки, а если уж совсем нет времени, то и более важные. Насколько я выяснял, первым делом пропускают Шират а-Ям (хвалебную Песнь, которую воспели евреи после чудесного перехода через море), т. е. этот отрывок наименее важен из всех остальных. Но как это может быть, если именно Шират а-Ям — это отрывок из Пятикнижия, а все остальные — из Псалмов царя Давида и других мест Танаха, уступающих по своей святости свитку Торы! Более того, сама Песнь на море имеет особую важность, как я читал в разных источниках. Так как же случилось, что именно ее пропускают в первую очередь?! Заранее благодарю за ответ, Даниэль. Читать дальше |
|
Почему Паро не попытался «ликвидировать» Моше?17 января 2016 года, отвечает Рав Овадья Климовский День добрый! Вопрос в связи с прошедшим Песахом: почему Паро никак не попытался «ликвидировать» или сослать куда подальше Мойше рабейну? Даже если учесть, что один раз уже его казнить не вышло, можно было попытаться вырвать язык, выслать за город, ну и т.д. Почему Паро всё это спокойно слушал и терпел, видя, что ничего не может противопоставить самим казням? Ishayahu Читать дальше |
|
Какой был исторический ход событий во время исхода из Египта?11 апреля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Меня зовут Саша. Мне бы хотелось узнать подробно об исторический ход событий во время исхода из Египта и попадания в него, с привязкой к датам современного летосчисления. Где об этом можно прочесть на вашем (или другом сайте) А также причины попадания в рабство. Насколько мне известно - из-за голода. Так ли это? Можно на иврите. Заранее благодарен Читать дальше |
|
Как евреи могли усомниться в Творце после стольких чудес?17 февраля 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Шалом, квод арав. Недельная глава Бешалах, стих 14:11 говорит нам о сомнениях народа, а стоило ли выходить из Египта: «Разве нет могил в Египте, что ты взял нас погибать в пустыне? Что ты сделал с нами, выведя из Египта? Разве не об этом мы говорили тебе в Египте, сказав: отстань от нас, и мы будем работать на египтян? Потому что лучше нам служить египтянам, чем умереть в пустыне». Т.е. из Мицраима телом вышли, а душой остались. Хотя каждый из вышедших и был живым свидетелем невероятных десяти казней египетских, на его глазах все происходило, воочию, не отец сыну пересказывал… Стих 14:31 говорит нам: «И увидел Израиль великую руку, которой вершил Господь [суд] над египтянами, и благоговел народ пред Господом, и поверили они в Господа и в Моше, раба Его». Тора использует глаголы לירוא — וייראו, להאמין — ויאמינו . Произошло качественное изменение состояния народа Израиля. Народ устрашился Ашема и поверил в Него и в Его раба, Моше. Именно после наказания Египта. Но практически сразу (стих 15:24) народ стал жаловаться на Моше: «И жаловался народ на Моше, говоря: что нам пить?..» Тора так и говорит על מושה, не Моше стали жаловаться, а на Моше, т.е. люди друг с другом общались, жаловались, а до Моше лишь слухи об этом доходили и общее недовольство. Вот и вопрос. Но как, как?? можно было сомневаться, усомниться в добрых намерениях Ашема, в Ашеме после таких, стольких и таких чудес, не просто чудес, а явного, почти осязаемого проявления Творца? Народ жаловался на Моше, но приняв и поверив в Моше, народ фактически жаловался на Г-спода, просто напрямую гневить Г-спода народ боялся, а Моше, хоть и пророк, но человек, на него жаловаться было проще. Я рискну предположить свой ответ — очень трудно отвыкнуть от старых привычных «истин», перестроиться на новые рельсы. Но тут ведь такое явное раскрытие Б-жественного проявления… И так недавно, так близко… Непонятно. Николай Читать дальше |
|
Чем питался скот евреев в пустыне после Исхода?12 февраля 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Добрый день! Скажите, пожалуйста, чем питался скот евреев в пустыне после Исхода? Если я правильно понимаю, евреи вышли из Египта со своим скотом. Люди в пустыне питались маном, а чем же питался скот? Спасибо! И. Читать дальше |
|
Вышли ли женщины из Египта?3 февраля 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский В Торе, в недельной главе БО в стихе 12—37 написано: «И отправились сыны Исраэля… до 600 тысяч пеших мужчин, кроме детей», а в стихе 12—44: «А всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может он есть его». Вопрос — о женщинах ничего не говорится, вышли ли они из Египта и как они должны участвовать в Песахе — иври и другие. Ханох бен Авраам, Словакия Читать дальше |
|
Из Египта вышли евреи не по плоти, а по духу?14 декабря 2011 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте, рав Бенцион Зильбер! Вы отвечаете на вопрос «На ком женились сыновья Яакова?» Пишете: Разделим 600000 на 70 — около 10000. 210 лет — это 7 поколений по 30 лет. Сделайте расчёт — какое число в 7-ой степени будет равно 10000. Т. е., меньше 4-х (3,7275937…). Я не большой знаток Торы, но мне кажется, что 4 поколение должно было выйти из Египта, а вы пишете про 7 поколений. При описании семей в Торе нельзя сказать, что у каждой жены было по 6 детей. Мне думается, на тот момент вероисповедание Авраама было прогрессивным и приобретало много новых сторонников среди других народов. Сыновья Яакова были учителями проповедуемого ими вероисповедования. Авраам и Ицхак, говоря, что Сара и Ривка не жена им, а сестра, скрывали проповедуемое ими единобожие, дабы за это не пострадать от народов, исповедующих многобожие. Если и было 600000 человек, то, думается, они были евреями не по плоти, а по духу. С уважением, Иван Читать дальше |
|
Сколько заповедей нарушил тот, кто обидел гера?24 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, сердечно поздравляю всех нас с великим Праздником ОСВОБОЖДЕНИЯ из рабства. Вс-вышний нас создал свободными, поэтому любое рабство — это богопротивное явление, а т.н. рабство Богу — это в полной мере СВОБОДА от зла, как физического, так и духовного, от рабства греху. А вопрос такой: нам заповедано любить ближнего, как самого себя, любить тех, кто живёт, как положено народу Б-жьему: кто верит Единому Б-гу и исполняет Его Закон. Почему тогда при выходе из Египта Вс-вышний сказал Моше: «пусть испросит каждый у БЛИЖНЕГО своего и каждая у БЛИЖНЕЙ своей вещей серебряных и вещей золотых» (Шмот 11,2). Почему тех Египтян, которые веками угнетали и уничтожали наш еврейский народ, поклонялись своим богам, Вс-вышний назвал ближними, ведь у Б-га нет бессмысленных слов? И в другом месте читаю: «И когда будет жить с тобою ПРИШЕЛЕЦ на твоей земле, не обижайте его. Как УРОЖЕНЕЦ из вас будет для вас ПРИШЕЛЕЦ, проживающий с вами, и ЛЮБИ ЕГО, как САМОГО СЕБЯ, ибо пришельцами были вы на земле Мицраима. Я Господь, Бог ваш» (Ваикра 19:33,34). Получается, что еврею ближний не только единоверец, но и тот, кто с ним рядом живёт? Помогите, пожалуйста, разобраться. С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Почему Моше обманул фараона, сказав, что хотят пойти только на три дня?7 апреля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему Моше сказал фараону, что хотят пойти только на три дня? Обман? Почему именно в такой форме? Читать дальше |
|
Почему Б-г сказал народу взять у египтян вещей золотых и серебряных в ДОЛГ?26 февраля 2009 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемый рав! Прокомментируйте, пожалуйста, два места из Писания: 1. Шмот 4 24—26. Почему Б-г хотел умертвить Моше на пути в Египет, тогда как Он послал его туда с миссией? 2. Почему Б-г сказал народу перед выходом из Египта взять у египтян вещей золотых и серебряных в ДОЛГ, ведь понятно, что никто не собирался этот долг возвращать? Большое спасибо! С уважением — Равим Маркович.(Украина/Донецк) Читать дальше |
|
Слышала, что не все евреи вышли из Египта…13 февраля 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Слышала, что не все евреи вышли из Египта, а только пятая часть. Чем это объясняется? Какие подробности обстоятельств этого ещё известны в еврейской Традиции? Осветите, пожалуйста, этот вопрос насколько возможно всесторонне. Спасибо! Орли (Германия) Читать дальше |