Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Земля Израиля, Александр Кац
Раби Шломо бар Йосеф Элияу (р. Селиман Элияу; Керем Шломо; 5632—5701 /1872—1940/ гг.) — выдающийся кабалист.
Родился в Багдаде.
Был одним из ближайших учеников прославленного багдадского законоучителя и кабалиста р. Йосефа-Хаима (Бен Иш Хай; см.).
Следуя совету своего наставника, переехал в Землю Израиля, чтобы заниматься в знаменитой иерусалимской ешиве кабалистов Бейт Эль.
С годами р. Селиман приобрел репутацию непревзойденного знатока сокровенного учения Аризаля (см.). Глава кабалистов Земли Израиля р. Хаим-Шауль Двик (см.), ушедший из жизни в 5693 /1933/ году, назвал его своим духовным наследником и преемником.
Р. Селиман составил комментарий Керем Шломо (Виноградник Шломо) на книгу р. Хаима Виталя (см.) Эц хаим (Древо жизни), в которой наиболее полно изложены кабалистические концепции Аризаля.
Книга Керем Шломо широко изучается кабалистами в качестве введения к «писаниям Аризаля».
Р. Селиман Элияу умер в Йерушалаиме в 5701 /1940/ году, во второй день праздника Рош ашана.
Его сын р. Мордехай Элияу в течение десяти лет, с 5743 /1983/ по 5753 /1993/ год, был главным сефардским раввином Земли Израиля, носящим почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.